Выделяют три характеристики измерения ассортимента — ширину, длину и глубину, которые могут использоваться для его увеличения. Ширина ассортимента определяется количеством имеющихся различных производственных линий.
Длина ассортимента определяется количеством видов продуктов, выпускаемых на линиях. Глубина ассортимента определяется количеством модификаций каждого продукта. Ширина, длина и глубина взаимосвязаны производственным процессом и потребительской функцией канала сбыта. Рис.8.5 иллюстрирует пространство характеристик измерения ассортимента.
В основе решения об увеличении ассортимента лежат критерии выгодности удовлетворения конкретных нужд и спроса потребителей. Не следует производить все, что можешь. Прибыльность будет зависеть от ориентации новых образцов продукции и ее модификаций на удовлетворение превалирующих нужд наиболее привлекательных сегментов потребителей. Вместе с тем будет зависеть от оптимальности структуры маркетинга, как эффективной программы, увязывающей структуру (ассортимент) продукции со структурой рекламы и т.д., обеспечивающей максимальную прибыль на вложенные средства в долгосрочном периоде.