1.2. Ступени эволюции концепции маркетинга

Маркетинг служит системообразующим звеном, связывающим подразделения предприятия между собой и с потребителями. Эта интегрирующая функция должна быть отражена во всей организационной структуре предприятия. Служба маркетинга должна взаимодействовать со всеми подразделениями организационной структуры производства и реализации продукции и с потребителем.

Главным правилом является создание эффективной организационной структуры для реализации современной концепции маркетинга, ориентирующей предприятие на удовлетворение нужд потребителей с учетом его возможностей, вкусов, предпочтений, склонностей. Потребитель является основным субъектом организационной структуры и предопределяет целевую направленность её эффективной деятельности. Максимизация дохода предприятия по сравнению с конкурентами может быть достигнута лишь путем более эффективного обслуживания потребителей. Конкуренция на рынках и маркетинговое управление предприятий переориентирует их с производства массовой продукции, предназначенной для среднего потребителя, на продукцию предпочтительную определенным группам потребителей. На рис.1.1 приведена иллюстрация ступеней эволюции концепции маркетинга, предложенная Ф. Котлером.

Рис.1.1. Ступени эволюции концепции маркетинга

В настоящее время эффективные экономические субъекты в своей деятельности опираются на концепцию, ориентированную на интегрирующую роль маркетинга и центральную контролирующую роль потребителя. Здесь маркетинг затрагивает все звенья цепочки ценностей продукта производства, начиная с разработки нового товара до послепродажного его сопровождения, является комплексом средств, позволяющим успешно координировать действия, направленные на удовлетворение потребителей и на получение благодаря этому максимального эффекта. Конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции является основным результатом эффективного маркетингового управления.