Результаты анализа потребителей (сегментация, приоритизация и позиционирование), а также исследование конкурентов и затрат позволяет определить возможности предприятия, которые используются для разработки и уточнения комплекса маркетинга, выбора элементов его стратегии.
Выявленные возможности должны соответствовать стратегии предприятия. Если предприятие не обладает ресурсами, необходимыми для реализации определенной стратегии, то оно бесперспективно. При этом под комплексом маркетинга будем понимать систему i>X на множестве факторов («набор поддающихся контролю переменных факторов»), композиции которых (отношения) используются для целенаправленного влияния на рынок и спрос на свой товар. «В комплекс маркетинга входит всё, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара, Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования». Наряду с факторами инструментального уровня управления маркетингом множество может содержать элементы стратегического воздействия на рынок. Теоретико-множественная интерпретация системы комплекса маркетинга на множестве факторов целенаправленного влияния на рынок, будет иметь вид, где — обозначение декартова произведения множества F самого на себя n раз.
Результаты анализа потребителей позволяют выявить, с одной стороны, множество Y свойств потребителей, с другой стороны, номенклатуру факторов F, влияющих на желательное поведение потребителей, и множество X композиций факторов, оказывающих целенаправленное воздействия на потребителей с определенными свойствами из множества Y. Исследование конкурентов и затрат позволяет определить возможности предприятия по удовлетворению нужд, потребностей и предпочтений потребителей, которые используются для уточнения комплекса маркетинга и выбора элементов его стратегии. Разработка комплекса маркетинга должна проводиться параллельно с анализом возможностей его реализации на предприятии. Вместе с тем, опираясь на имеющиеся возможности предприятия по использованию перспективной стратегии и разработанного комплекса маркетинга, следует их развивать, ориентируясь на назревающие конкурентные противоречия.