Покупатель в чём-то нуждается, что является предпосылкой его потребности в определённом товаре, поэтому он его покупает и использует.
Маркетолога должны интересовать все отношения производителя и потребителя по поводу товара: необходимо понять нужды потребителей, их потребности, интересы, причины решения в пользу покупки того или иного товара, процесс покупок “в магазине”, а также его дальнейшего использования. Цикл продажи производителя (см. Рис.1.2.), действующего на основе маркетинга должен соответствовать циклу покупок потребителей, удовлетворяющих свои актуальные потребности. Обозначив множество элементов цикла продажи и множество элементов цикла покупки, получим теоретико-множественную интерпретацию системы рыночного цикла, где элементы рыночного цикла:
- разработка;
- производство;
- продажа;
- сервисное обслуживание;
- появление потребности;
- подготовка магазина (рынка);
- покупка;
- использование.
Следует создавать продукцию, которая соответствует нуждам, потребностям и интересам потребителей, производить и продавать её таким образом, чтобы облегчать процесс покупки и принятия решения об этом. Если это необходимо, следует обеспечить сервисное послепродажное обслуживание. Все это – задачи продавца, определяемые маркетингом, который начинается до разработки и производства товара и продолжается после его продажи.
Даже в рамках рассмотренной упрощенной схемы безальтернативных отношений одного продавца с одним покупателем на одном рынке мы видим, как много продавцу нужно знать о покупателе, а маркетологу о потребителе. В действительности отношения усложняются конкуренцией.