Чем точнее определены границы бизнеса, тем эффективнее предприятие хозяйствует и конкурирует. Определение слишком широких или слишком узких границ деятельности вредит последующему анализу и разработке стратегии, снижает эффективность производства.
При слишком широких границах управленческие и материальные ресурсы распыляются и отвлекаются от решения актуальных задач, производитель проигрывает конкурентам более сфокусированным на ценностях, востребованных целевым сегментом потребителей.
При слишком узком определении границ деятельности некоторые характеристики деловой среды упускаются из виду. В дальнейшем это приведет к тому, что предприятие столкнется с неожиданными конкурентными затруднениями, или будет упущен прибыльный сегмент потребителей (т. к. не будет предложен полноценный, востребованный потребителем, продукт), или не в полной мере будут использоваться опыт и технологические возможности предприятия. На рис.13.1 представлена схема разработки гипотезы вида деятельности.
Большое количество общих потребителей и конкурентов, а также высокая доля общих затрат свойственны одному и тому же виду бизнеса. Отсутствие или незначительное количество общих потребителей и конкурентов, а также малая доля общих затрат при производстве различных видов продукции свойственны разным видам бизнеса.
Если различные виды продукции имеют большую часть общих затрат, технологического процесса и опыта, но предназначены для разных сегментов потребителей, то имеет место один и тот же бизнес. Товары заменители, отличающиеся технологией (различные процессы, сырье, оборудование) удовлетворяющие одни и те же нужды потребителей, соответствуют одному и тому же виду бизнеса.
Чем меньше доли общих затрат для различных видов продукции (при малом количестве общих потребителей), тем больше различие видов бизнеса. Рис.13.2 иллюстрирует примеры видов деятельности.