Конкуренция присутствует между: производителями товаров, их продавцами; товарами заменителями; рынками, технологиями и т.п. Конкуренция создаёт выбор для покупателя и продавца. Потребитель выбирает товар, отвечая на вопрос: «Кто будет покупать, у кого, где и когда?» Производитель выбирает целевой сегмент рынка, отвечая на вопрос: «Что, как и для кого производить?» См. Рис.1.3.
Конкуренция производителей имеет форму борьбы фирм за платежеспособный спрос потребителей, поскольку именно ограниченность покупательных возможностей последних является основной предпосылкой конкуренции. «Поскольку объем платежеспособного спроса – величина относительно определенная, производителям приходится прибегать к самым разным уловкам, чтобы отвоевать себе его долю, удержать и максимально упрочить свои позиции на рынке».
Понимание сильных и слабых сторон конкурентов столь же важно, как и знание нужд потребителей. У покупателей самые разные потребности, вкусы, предпочтения, но ограниченные возможности по их удовлетворению (стоит ли предприятию купить автобус для своих работников или же новую технологическую линию). В конечном итоге это — конкуренция среди различных рынков, и по этой причине даже монополисты вынуждены конкурировать за потенциального потребителя. На одном и том же рынке обычно действуют многочисленные конкуренты, пытающиеся удовлетворить нужды потребителей.
Компания может стараться продавать свою продукцию всем потребителям, даже если у них разные потребности и разные критерии о покупке, что можно классифицировать как массовый маркетинговый подход. Если производитель решил продавать свою продукцию главным образом группе потребителей, на которой, как он считает, ему выгодно сосредоточить свои силы, он выбрал свой сегмент рынка.