Каналы сбыта являются трудно управляемыми элементами структуры маркетинга, поскольку требуется существенное время для изменения системы сбыта.
Сложность целенаправленного изменения этого элемента комплекса маркетинга усугубляется взаимосвязью его с другими предприятиями и их сотрудниками, с которыми возможны конфликты. Бартер еще более разъединяет производителя и потребителя усложняет задачу маркетингового управления сбытом.
Российская система сбыта претерпевает трансформации, что осложняет работу на отечественном рынке. Ей характерны: слабая управляемость каналов сбыта; неполное выполнение обязательств субъектами отношений; неразвитость партнерской ответственности; принятие решений по каждой сделке в отдельности, что приводит к постоянным переговорам.
Канал сбыта — связующее звено производителя с конечным потребителем. Его анализ и текущая коррекция способствуют укреплению конкурентных позиций продукции. Канал сбыта должен быть чувствительным к нуждам и потребностям покупателя. Оперативно отвечать на вопросы: Что? Где? Когда и каким образом потребитель хочет приобрести товар? Надежно функционировать с учетом характерных особенностей товара. Непрерывно должны оцениваться варианты товара по затратам с учетом возможности быстрого изменения существующей системы канала сбыта. Следует стимулировать повышение эффективности канала сбыта, проводить мероприятия, способствующие сокращению конфликтных ситуаций между субъектам отношений.
10.1. Функции сбыта
Функции, выполняемые участниками эффективных систем сбыта, следующие.
— Мероприятия по продажам, связанные с их организацией: личная продажа и продвижение товара; реклама; предпродажные презентации и демонстрации продукта; переговоры по ценам и условиям продажи.
10.2. Структура канала сбыта
Каналы сбыта характеризуются длиной и шириной. Длина определяется количеством посреднических стадий, существующих в канале. Ширина канала определяется количеством посредников, принимающих участие в сбыте на конкретной стадии. Системы сбыта должна оптимизировать показатели длины и ширины канала с целью максимизации эффективности системы производства и реализации продукции.
10.3. Зависимость цены товара от длины канала сбыта
Товар, переходя от одного владельца к другому, дорожает, в результате формируется цена товара конечного потребителя. При этом не следует считать обязательным увеличение количества посредников между производителем и потребителем даже по мере продвижения товара в отдаленные регионы.
10.4. Согласование интересов участников канала сбыта
Каналам сбыта в силу несбалансированности интересов его участников свойственна возможность возникновения конфликтных ситуаций на разных стадиях движения продукции. Конфликты внутри канала могут возникнуть из-за неразрешённых противоречий между оптовиками и розничниками, между дистрибьюторами, работающими в одном регионе, между дистрибьюторами и сотрудниками предприятия. Выделяют следующие инструменты контроля и влияния, используемые при управления агентами канала сбыта.
10.5. Формирование эффективных каналов сбыта
Создание и управление каналами сбыта с целью максимизации доли рынка и прибыльности предприятия предполагает:
— Оптимизацию использования прямых и непрямых каналов поставки товара.
— Определение обслуживаемого сегмента потребителей, товара, цен на продукцию для различных участников канала, согласование интересов участников.