Понимание потребителей, затрат и конкурентов позволяет уточнить границы целесообразной деятельности и конкуренции. Знание границ деятельности позволяет обеспечивать эффективную маркетинговую стратегию.
Для определения экономически целесообразных границ деятельности предприятия, следует понять границы его бизнеса и выделить тот, в котором деятельность предприятия будет наиболее прибыльной и конкурентоспособной.
Границам определенного бизнеса свойственно: одни и те же потребители различных видов продукции; эти виды продукции имеют аналогичные технологические цепочки и структуры затрат; виды продукции выпускаются одними и теми же производителями (конкурентами). Здесь различные виды деятельности являются лишь разновидностями одного. Предприятию следует конкурировать по этим видам, производя и изделия-заменители. Если же различные виды продукции имеют разных потребителей, различные технологические цепочки, а конкуренция между производителями различных видов продукции не наблюдается, то эти производства относятся к разным видам бизнеса. Здесь разные потребители, технологические цепочки, структуры затрат, конкуренты и, следовательно, разные бизнесы. Здесь не обязательно конкурировать по различным видам продукции.
Правильное определение границ деятельности в существенной степени предопределяет успешность реализации эффективной стратегии деятельности. Ошибочное определение границ повышает риск того, что будут упущены выгодные потребители, окажется вне внимания деятельность конкурентов, производящих заменители, окажется неверным прогноз тенденций развития рынка.
13.1. Определение границ деятельности
Чем точнее определены границы бизнеса, тем эффективнее предприятие хозяйствует и конкурирует.
13.2. Алгоритм формирования гипотезы границ бизнеса
Рассмотрим этапы определения границ одного вида деятельности и формирования гипотезы границ бизнеса.
13.3. Идентификация величины общих затрат
Анализ затрат с целью последующей их минимизации следует производить с учетом как общих затрат, так и общего опыта. Общие затраты обусловлены тем, что используется одно и то же оборудование, тот же транспорт, те же работники, те же сырье, материалы и складские помещения. Общий опыт позволяет использовать: аналогичные технологические процессы (хотя необязательно использование одного и того же оборудования); аналогичные методы переговоров; аналогичные маркетинговые методы.
13.4. Идентификация общих потребителей
Общие потребители – следствие того, что производимые товары являются заменителями (например, стеклянные и пластиковые бутылки для прохладительных напитков), либо дополнителями (бутылки, этикетки и крышки для них).
13.5. Тестирование конкурентов
Тестирование позволяет проверить гипотезу границ бизнеса оцениваемого предприятия, используя информацию о конкурентах, т. е. сравнивая наше определение границ деятельности с тем, как его определяют конкуренты.
Вопросы для закрепления по теме «Анализ границ деятельности предприятия»