1.2. Исследование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА

Она включает статьи, обеспечивающие функционирование редакции, выпуск газеты или журнала и их распространение. Все расходы редакции можно разделить на две части:

  1. общередакционные
  2. издательские.

Общередакционные расходы.

К ним относятся:

  • выплаты по фонду оплаты труда,
  • фонду материального поощрения,
  • фонду социального развития.

К этому присоединяются:

  • оплата командировочных,
  • почтовых,
  • представительских расходов,
  • телефонов,
  • факсов,
  • пользования Интернетом и другими средствами связи.

Сюда же включается бюджет маркетинга, в том числе стоимость рекламы издания. К этому присоединяются транспортные расходы.

Часть общередакционных расходов составляют отчисления учредителям и издательству, с которым связана редакция. Так как редакция газеты «Газета» не владеет помещениями, в которых размещается, и их техническим оснащением, то долю общередакционных расходов составляет оплата аренды помещений и использования мебели и технических средств.

Отдельную статью составляет оплата материалов, необходимых для деятельности редакции – от приобретения бумаги и новых технических средств до так называемых расходных материалов.

Постоянные статьи общередакционных расходов – отчисления в федеральный бюджет: уплата налогов, выплаты по соцстраху и отчисление налога на прибыль от размещения рекламы в газете. К этому могут добавляться расходы на страхование жизни журналистов, на реализацию проектов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью редакции.

Фонд оплаты труда включает расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам редакции – журналистам, техническим и коммерческим работникам.

Сотрудники

Штатным сотрудникам она выплачивается в соответствии со срочными трудовыми договорами, нештатным – согласно трудовым соглашениям. К штатные сотрудникам относится:

  • главный редактор,
  • директор,
  • руководитель отдела рекламы,
  • главный бухгалтер,
  • руководитель отдела распространения,
  • 5 журналистов,
  • 2 дизайнера,
  • 2 агента по рекламе,
  • 2 основных водителя.
  • К нештатным – 5 водителей, на подработке.

Творческий работник редакции получает зарплату в соответствии с занимаемой им должностью и условиями его договора с редактором, а также гонорар за свои публикации в издании (относится к издательским расходам).

Размер должностных окладов сотрудников редакции устанавливается ее руководителем редакции газеты «Газета», разрабатывающим свою ценовую политику.

Фонд материального поощрения

Фонд материального поощрения рассчитан на стимулирование сотрудников редакции премиями – в форме дополнительного оклада, оплаты санаторной или туристской путевки и т.п. Размеры этого фонда зависят от финансового положения издания – с возрастанием прибыли увеличивается и фонд материального поощрения.

Немалое значение в жизни редакционного коллектива имеют расходы, предусмотренные в бюджете статьей фонда социального развития. Они призваны усилить социальную защиту журналистов и других сотрудников редакции в условиях экономического кризиса в стране. По этой статье во редакции оплачивают проезд сотрудников на городском транспорте из дома на работу и обратно.

Средства этого фонда используются для выплаты «лечебных» сотруднику во время его болезни и «отпускных» – в форме дополнительного оклада или какой-либо другой суммы в связи с его уходом в очередной отпуск. Фонд используют для оплаты медицинского обслуживания работников редакции в поликлинике или больнице, с которой заключают соответствующий договор.

К этим расходам примыкает еще одна статья редакционного бюджета. Это страхование жизни журналистов.

Многие расходные статьи бюджета направлены на обеспечение повседневной деятельности редакции. Это командировочные расходы, связанные с обеспечением журналистов, направляемых с заданиями в ближние и дальние пункты региона, обслуживаемого газетой.

Столь же важна для жизни редакции и еще одна бюджетная статья – почтовые расходы, оплата телефонов, интернета и других технических средств связи.

Одну из важнейших статей расходов редакции составляет оплата маркетинга.

К ней отдельной строкой примыкают представительские расходы. Их выделение обусловлено необходимостью расширения и укрепления связей редакции с ее активом – потенциальными авторами, гостями газеты и др. – не только в рамках маркетинговых операций, но и в ходе работы ее корреспондентов.

Крупную долю расходной части редакционного бюджета составляют статьи, связанные с ее собственностью, имуществом.

Редакция газеты «Газета» не является собственником помещений, где она размещается, и поэтому вынуждена выплачивать значительные суммы за их аренду. С возрастанием арендной платы эта статья расходов занимает все большее место в бюджете редакции.

Транспортные расходы

Отдельной строкой в бюджете обозначаются транспортные расходы. У редакции газеты «Газета» нет собственных транспортных средств, поэтому оплачивается стоимость их найма или аренды и расходы на бензин.

В расходной части бюджета предусматривается оплата приобретения техники и материалов, необходимых для деятельности редакции. Эта статья включает приобретение:

  • как фотоаппаратов,
  • диктофонов
  • других предметов оргтехники,
  • так и расходных материалов – бумаги для ксероксов, конвертов, клея и т.п.

Непременные статьи этой части редакционного бюджета – отчисления в федеральный и региональный бюджеты. Это налоги, в том числе налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. К ним примыкает и налог на рекламу. Неизменной расходной статьей остаются отчисления по соцстраху.

Специальная строка бюджета предусматривает расходы, связанные с реализацией проектов в области издательской и коммерческой деятельности редакции. Важной расходной статьей бюджета являются отчисления в Фонд развития издания.

Здесь концентрируются средства, которые обеспечивают его будущее – реализацию планов совершенствования структуры редакции, обновления ее технического оснащения, создания собственной полиграфической базы, укрепления социальной защиты журналистов и т.п.

Расходная часть редакционного бюджета включается и в так называемый резервный фонд. Т.е. производятся отчисления определенной части прибыли в фонд, который должен служить стабилизационным инструментом, страховочным источником средств, к которому можно было бы обратиться при возникновении чрезвычайных обстоятельств, например, при неожиданном росте арендной платы за помещения редакции и т.п.

Издательские расходы.

Они образуют вторую большую долю расходной части редакционного бюджета и складываются из

  • оплаты гонораров,
  • выплат на приобретение бумаги,
  • отчислений за типографские работы,
  • расходов, связанных с распространением издания и с приобретением информации, необходимой для его выпуска.

Гонорар

Первая из них – литературный гонорар. В нее входят гонорары творческим сотрудникам издания – журналистам, фотокорреспондентам, художникам и переводчикам. К ним присоединяется гонорар внередакционным авторам.

Учитывают и объем публикаций, определяя примерную среднюю стоимость одной наборной (машинописной) страницы текста. Она колеблется в зависимости от их финансовых возможностей редакции газеты.

Приобретение бумаги

Но самую большую часть издательских расходов составляет не гонорар, а производственные расходы. И, прежде всего – стоимость бумаги. От наличия бумаги зависит существование любого печатного издания.

Стоимость бумаги составляет 15–20% всех расходов газеты, или 40–50% издательских расходов, связанных с ее выпуском и распространением.

Оплата типографских работ

На втором месте по величине издательских расходов стоит оплата типографских работ. Их величина зависит от ряда факторов:

  1. полиграфической базы, на которой выпускается газета;
  2. производственного цикла, который проходит их номер в типографии;
  3. вида печати, используемой на выпуске.

Стоимость типографских работ составляет 15–20% всех расходов бюджета издания и 35–40% издательских расходов.

Распространение изданий

Третья статья издательских расходов, поглощающая значительную часть средств, это оплата распространения и транспортировки издания. Она составляет примерно 20–25% общей суммы всех расходов редакционного бюджета и продолжает увеличиваться.

Наконец, к группе издательских расходов относится приобретение информации, необходимой для выпуска издания. Это оплата договоров редакции с информационными агентствами – государственными и коммерческими, центральными и региональными. А также расходы, связанные с приобретением фотоиллюстраций у организаций, занятых их производством.

Для предотвращения бюджетного дефицита, т.е. для возникновения прибыли все эти расходные статьи перекрываются средствами, получаемыми по статьям доходной части бюджета.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА.

Выручка от реализации тиража отсутствует, так как газета «Газета» распространяется бесплатно.

Поэтому выручка от публикации рекламы – это основная статья доходной части бюджета.

Реклама занимает до 40% площади каждого номера печатного издания – в соответствии с нормами Закона РФ о рекламе.

Выручка за ее публикацию составляет 80–90% всех доходов редакции.

Поэтому сейчас в России бесплатные рекламно-информационные газеты, к которым и относится газета «Газета», составляют значительную часть деловой печати.

Газета «Газета» полностью содержится за счет дохода, получаемого от публикации рекламы

Но для того чтобы полностью использовать все возможности, связанные с публикацией рекламы в печатном издании редакция газеты «Газета» определила и провела свою рекламную политику.

Цена рекламы – фактор, от которого зависит величина доходов и прибыли издания.

Чем больше его тираж, чем выше его популярность и авторитет, тем сильнее оно привлекает рекламодателей. Но чем больше тираж издания, тем сильнее оно нуждается в рекламе, чтобы за счет получаемой от ее публикации прибыли покрывать свои расходы и убытки.

Кроме обычной открытой рекламы в газете «Газета» публикуется и так называемая скрытая рекламу:

  • журналистские тексты, написанные в самых различных жанровых формах.
  • очерки
  • репортажи,
  • интервью
  • корреспонденции, содержащие разнообразную информацию о фирмах и предприятиях, об успехах бизнесменов, банкиров, биржевиков и др.,

производят более сильный рекламный эффект, чем открытая реклама.

Написание таких рекламно-публицистических произведений, нередко сопровождаемых фотокадрами, требует от авторов немалого профессионального мастерства. Поэтому их публикация оплачивается рекламодателями особенно высоко. Плата за скрытую рекламу вносится в кассу редакции.