3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия.

Сегодня в большинстве компаний, издающих газеты и журналы, в процессе маркетинга информационной продукции участвуют практически все структурные единицы.

Однако в редакции каждого издания, нацеленного на коммерческий успех, функционирует особое подразделение, которое отвечает непосредственно за маркетинг медийной продукции — служба (отдел, департамент) маркетинга, которая представляет собой одну из важнейших структур, определяющих строение и организацию работы всего коллектива редакции и коммерческой дирекции печатного издания, телерадиокомпании или интернет-ресурса.

В такой специфической области деятельности, как журналистика, маркетинг приобретает особые черты.

Редакционно-издательский маркетинг – это особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение существования этого издания и на удовлетворение информационных потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей.

Таким образом, у редакционно-издательского маркетинга, в том числе и в газете «Газета» три основные цели.

  1. Первая – удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории периодического издания.
  2. Вторая – создание условий для его продвижения на рынок.
  3. И третья – обеспечение таким образом существования периодического издания и его редакции.

Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга и направления связанных с их решением практических мероприятий. К ним относятся:

  • изучение рынка периодических изданий, на который должна выйти или вышла газета или телепрограмма, в частности изучение конкурентных изданий.
  • далее – исследование их целевой аудитории,
  • и наконец, – изучение самой газеты или программы, ее соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории читателей.

В редакции газеты «Газета» на данный момент отсутствует отдел маркетинга, его функции выполняет отдел рекламы. В ходе практики я изучала конкурирующие издания, сопоставляя цены рекламных модулей в различных изданиях, а также проводила сегментирование рекламы.

Итогом проведенной деятельности может стать рекомендации редакции газеты по политике ценообразования, расширению сегмента потребителей. Т.к. в ходе анализа стоимости рекламы, размещенной в конкурирующих изданиях, было отмечены специфические особенности предоставления скидок и наценок. Прайс-листы представлены в приложении.

В дальнейшем руководством газеты «Газета» планируется создание отдела маркетинга, который будет заниматься изучением рынка периодических изданий, включающее в себя установление его потенциальной емкости, характера и размеров спроса на газету, определение региона их распространения, возможностей их доставки на рынок сбыта, а также времени выхода на рынок.

А также планируется проведение маркетинговой деятельности в области позиционирования издания, что означает определение его места в избранном рыночном сегменте. Конкретно – нахождение оптимальной для него информационной ниши.

Так в области редакционно-издательского маркетинга в газете «Газета» чаще обращаются к вертикальной нише. Т.е. был организован выпуск массовой газеты для различных групп читателей – возрастных, профессиональных и др.

Не менее важное направление редакционно-издательского маркетинга – исследование рынка потребителей информации. Его задача – выявление целевой аудитории СМИ и определение всех ее характеристик – количественных и качественных.

Речь идет об аудиторной базе издания, о тех, кто может стать или уже стал читателями газеты.

Отвечающие за маркетинг сотрудники редакции газеты «Газета», определяя направления изучения этого рынка, основываются на четырех важнейших:

  • определение границ региона распространения и его территориальная характеристика,
  • демографический анализ целевой аудитории.
  • социальный анализ целевой аудитории.
  • демографический анализ целевой аудитории.