Свободных сегментов рынков информации и периодических изданий уже не осталось. Газеты читают и в крупных городах, и в селах и деревнях. Программы крупнейших телеканалов смотрят на территории всей России, радиопередачи слушают во всех ее регионах.
Поэтому новая газета «Газета», как и старое издание, пытающееся расширить район своего влияния, неизбежно столкнулось с конкурентами – теми, кто пришел в этот сегмент раньше, уже освоился здесь, сформировал свою целевую аудиторию и не намерен уступать ее новому сопернику.
Успех в борьбе с конкурентами во многом определяется знанием их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Это знание редакция газеты «Газета» получает в процессе маркетинговых исследований, непрерывно изучая конкурирующие издания.
Принимая решение о выходе газеты «Газета» на рынок, его основатели внимательно изучили каждое издание, представленное в избранном ими сегменте. Также были оценены его возможности, влияние, конкурентоспособность.
И после того как новая газета появилась на рынке, отдел рекламы, занимающийся маркетинговыми исследованиями, продолжает наблюдать за конкурентами. Отделом устанавливаются их достоинства и преимущества и об этом сообщается руководителям своей редакции.
Все конкурирующие издания оцениваются в первую очередь по таким показателям, как –
- стоимость размещения рекламы,
- скидки,
- объемы тиражей,
- день выхода издания,
- вид издания и др.
Прайс-листы конкурентов и самой газеты «Газета» представлены в Приложении 3 отчета (Таблица3-Таблица 8).
Также редакцией газеты «Газета» большое внимание уделяется выявлению недостатков,
- слабых мест конкурентов в тематике и содержании публикаций,
- структуре номеров или программы,
- системе рубрик,
- в дизайне издания – иллюстрировании,
- верстке,
- оформлении и т.д.
Изучается система распространения конкурирующих изданий, сеть пунктов доставки их тиражей подписчикам, киосков, где они продаются. Также выявляются недостатки, связанные с периодичностью выхода номеров конкурентов или программы, и учитывают их, определяя периодичность выпуска своего издания.
Существуют множество способов проведения конкурентной политики. Например, происходит постепенное увеличение объема газеты. Больший объем номера позволит разнообразить тематику публикаций и печатать больше рекламы.
Однако руководство газеты «Газета» не забывает о том, что в любой момент в любой информационной нише, где обосновалось издание, может появиться новый конкурент – молодая газета, оперативно учитывающая запросы читателей. И если не отреагировать быстро на действия соперника, то можно лишиться большей части аудитории, а то и оказаться вообще вытесненным из уже освоенной ниши.
Чтобы этого не случилось, придется немедленно организовать изучение конкурентного издания и начать борьбу с ним за влияние на аудиторию. При этом в течение какого-то времени газета «Газета» будет иметь преимущество, занимать более выгодные позиции в конкурентной борьбе – у него уже есть своя аудитория, своя система распространения, свой сформировавшийся имидж.
Но эти преимущества можно быстро утратить, если не принять мер для их защиты и укрепления, без соответствующих обстановке изменений своего издания.