7.1 Модели описания жизненного стиля потребителей
Жизненный стиль потребителя – это его образ жизни, связанный с использованием ресурсов (времени, денег, информации).
Жизненный стиль отражает деятельность, интересы и мнения людей. Он является функцией свойственных индивиду характеристик, сформированных в процессе его социальных взаимодействий по мере движения через этапы своего жизненного цикла. Жизненный стиль потребителя подвержен влиянию как внешних социальных факторов (культуры, ценностей, социального класса, референтных групп), так и индивидуальных характеристик (мотивов и эмоций).
7.2 Экономические ресурсы потребителей
Решение потребителя о покупке в значительной мере определяется его ресурсами – экономическими, временными, познавательными.
Экономические ресурсы потребителей – один из основных аспектов большинства маркетинговых исследований. Величина экономических ресурсов потребителей связана со структурой потребления. Между уровнем дохода семьи и пропорциями затрат существует определенная зависимость: с ростом дохода семьи доля затрат бюджета семьи на продукты первой необходимости (питание, одежду) падает.
Потребители развитых стран в среднем имеют более высокий доход, и доля затрат на «излишества» в их бюджете выше. Чем больше доход семьи, тем больше доля затрат на продукты не первой необходимости, тем изощреннее конкуренция и шире поле ведения маркетинговой деятельности производителей и торговцев в борьбе за свободный доход потребителя и тем более актуально управление поведением потребителей.
7.3 Временные ресурсы потребителей
Поведение потребителей ограничено не только денежным бюджетом, но и бюджетом времени. Если денежный бюджет для некоторой части потребителей (обеспеченной) может не иметь ограничений, временной бюджет ограничен для всех. Проблемой богатых потребителей нередко является недостаток времени для покупки, а не количество и цена покупок.
Необходимо знать временной стиль жизни потребителя, т.е. то, как потребитель планирует свое время на различные виды деятельности. Бюджет времени потребителя включает три основные статьи: работа (оплачиваемое время), нерасполагаемое время (обязательное время), досуг (свободное время).
Время досуга ценится многими потребителями не менее, чем деньги. Например, половина из опрошенных американских рабочих в 1991 году заявила, что готова отдать свой дневной заработок в обмен на лишний свободный день.
7.4 Познавательные ресурсы потребителей
Познавательные ресурсы потребителя – это его способность обрабатывать информацию. Производители и торговцы конкурируют за познавательные ресурсы потребителей, за их возможности обрабатывать информацию о продуктах и производителях, так же, как за денежные и временные ресурсы потребителей.
Познавательные возможности потребителей ограничены, поскольку в конкретный момент времени можно обрабатывать ограниченный объём информации – смотреть один рекламный ролик или читать одно рекламное объявление, слушать одного продавца.
Размещение познавательных ресурсов известно как внимание. Внимание имеет два основных измерения – направление и интенсивность. Направление внимания – это фокус на конкретном объекте.