2.5 Выбор актуальной стратегической задачи

Выявлены угрозы и возможности, а также сильные и слабые стороны предприятия ООО «Кока-Кола». По пятибалльной шкале, эксперты определили оценки каждого фактора (табл. 3).

«Таблица 3»

Карта SWOT деятельности предприятия ООО «Кока-Кола»

Карта SWOT деятельности предприятия ООО «Кока-Кола»

Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность предприятия ООО «Кока-Кола» оказывают его внутренние сильные стороны (25 баллов).

Выявленные также хорошие возможности со стороны внешней среды. Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT (табл. 4).

«Таблица 4»

Обобщающая матрица SWOT торгового предприятия ООО «Кока-Кола»

Обобщающая матрица SWOT торгового предприятия ООО «Кока-Кола»

Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующее значение в полях матрицы SWOT. Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития деятельности предприятия.

Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «сильные стороны и возможности» (525 баллов), следовательно, основная цель деятельности предприятия получение максимальной прибыли. Использование сильных сторон предприятия для реализации возможностей связанных с внешней средой деятельности.

На следующем этапе разработки стратегии предприятия ООО «Кока-Кола» анализируются альтернативы в рамках выбранной его общей стратегии и оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия.

На этом этапе происходит наполнение стратегий конкретных содержанием, то есть конкретными направлениями развития составляющих коммерческой деятельности предприятия, продвижение по которым обеспечит достижения целей, расширение и укрепления позиций предприятия на рынке.

Можно предложить следующие стратегические альтернативы:

  1. Концентрированный (интенсивный) рост:
    • проникновение на рынок (усиление позиций на рынке);
    • расширение рынка (поиск новых рынков);
    • развитие новых форм торговли и др.
  2. Интегрированный рост:
    - вертикальная интеграция (объединение по цепочке: поставщик- розничное предприятие);
    - горизонтальная интеграция (контроль над конкурентами, их объединение).
  3. Диверсифицированный рост:
    - центральная диверсификация (более полное использование возможностей освоенного рынка – выпуск новых товаров, оказания услуг);
    - горизонтальная диверсификация (ориентировка на имеющиеся возможности для реализации принципиально новых товаров);
    - конгломеративная диверсификация (предприятия с нуля, освоения новых рынков).

Таким образом, проведенное исследование позволило представить классификацию стратегий деятельности предприятия ООО «Кока-Кола», которая структурирует все их множество, отражая многообразие и многовариантность стратегий и является основой для разработки методологического подхода к выбору направлений развития предприятий торговли на основании всесторонней оценки условий их функционирования.