2.4 SWOT-анализ деятельности предприятия «филиал «Инвест» коммерческого банка «Банк» ООО»: выявление альтернативных стратегических задач

SWOT-анализ – это важнейший инструмент, который участвует в разработке стратегии развития предприятия.

Методика SWOT-анализа включает анализ четырех категорий предприятия:

  1.  Сильные стороны предприятия (Strengths)
  2. Слабые стороны предприятия (Weaknesses)
  3. Рыночные возможности (Opportunities)
  4. Рыночные угрозы (Threats)

Сильные стороны предприятия (Strengths)

Сильные стороны предприятия (Strengths) – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности.

Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия (Weaknesses)

Слабые стороны предприятия (Weaknesses) – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение.

В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности (Opportunities)

Рыночные возможности (Opportunities) – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы (Threats)

Рыночные угрозы (Threats) – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.

Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. .

Анализ внешней и внутренней среды

Из анализа внешней и внутренней среды получили следующие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

  1. высокое качество обслуживания клиентов;
  2. оперативная система консультирования и поддержки клиентов;
  3. использование последних достижений НИОКР в работе банка;
  4. низкие процентные ставки по кредитам;
  5. широкий ассортимент предлагаемых расчетно-кассовых услуг.

Слабые стороны:

  1. недостаточность финансовых средств для оперирования;
  2. использование ограниченных методов продвижения банковских услуг;
  3. отсутствие четкой маркетинговой стратегии развития;
  4. недостаточный бюджет на маркетинговые составляющие;
  5. отсутствие филиальной сети;
  6. малоизвестность банка.

Возможности:

  1. увеличение доли рынка;
  2. увеличение льгот и субсидий от государства;
  3. ослабление конкурентов;
  4. снижение уровня налоговой нагрузки;
  5. повышение спроса на кредитные услуги банка.

Угрозы:

  1. снижение темпов развития отрасли;
  2. усиление финансового кризиса;
  3. упадок экономической активности потребителей банковских услуг;
  4. рост инфляции и процентных ставок;
  5. банкротство.

Для удобства представления необходимо составить матрицу SWOT-анализа (табл. 13).

«Таблица 13»

SWOT-анализ деятельности предприятия «филиал «Инвест» коммерческого банка «Банк (ООО)»

SWOT-анализ деятельности предприятия «филиал «Инвест» коммерческого банка «Банк (ООО)»

Альтернативные стратегические задачи примут следующий вид:

  1. Поддерживать сильные стороны и конкурентные преимущества банка.
  2. Устранить слабые стороны:
    а) найти источник дополнительных финансовых средств. В это случае банк решает две задачи: во-первых, предприятие сможет работать с новым сегментом (крупные юридические предприятия), а во-вторых, увеличить бюджет на маркетинговые исследования и кампании.
    б) Увеличить спектр методов маркетингового продвижения и стимулирования. Это поможет банку, возможно, найти наиболее эффективные способы, а также наиболее полно заявить о себе рынку банковских услуг.
    в) Разработать четкую маркетинговую стратегию развития кредитной организации. Эффективно претворять в реальность маркетинговую деятельность возможно только благодаря четко поставленной маркетинговой стратегии.
    г) Снизить комиссионные по некоторым видам расчетно-кассовым услугам. В основном услуги банком анализируются клиентами комплексно, поэтому высокие комиссии даже в минимальном количестве услуг могут вызвать отказ от банка;
    д) повысить малоизвестность банка за счет новых методов стимулирования и продвижения. Известность прибавляет не только клиентов. Банк благодаря этому становится более стабильным в глазах потребителей банковских услуг.
  3. не упустить свои возможности, добиваться льгот и субсидий от государства.
  4. Смягчить влияние внешних угроз.

Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.

SWOT – анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности кредитной организации и внешнюю ситуацию.