SWOT-анализ — это важнейший инструмент, который участвует в разработке стратегии развития предприятия.
Методика SWOT-анализа включает анализ четырех категорий предприятия:
- Сильные стороны предприятия (Strengths)
- Слабые стороны предприятия (Weaknesses)
- Рыночные возможности (Opportunities)
- Рыночные угрозы (Threats)
Сильные стороны предприятия (Strengths)
Сильные стороны предприятия (Strengths) — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности.
Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия (Weaknesses)
Слабые стороны предприятия (Weaknesses) — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение.
В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности (Opportunities)
Рыночные возможности (Opportunities) — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы (Threats)
Рыночные угрозы (Threats) — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.
Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. .
Анализ внешней и внутренней среды
Из анализа внешней и внутренней среды получили следующие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Сильные стороны:
- высокое качество обслуживания клиентов;
- оперативная система консультирования и поддержки клиентов;
- использование последних достижений НИОКР в работе банка;
- низкие процентные ставки по кредитам;
- широкий ассортимент предлагаемых расчетно-кассовых услуг.
Слабые стороны:
- недостаточность финансовых средств для оперирования;
- использование ограниченных методов продвижения банковских услуг;
- отсутствие четкой маркетинговой стратегии развития;
- недостаточный бюджет на маркетинговые составляющие;
- отсутствие филиальной сети;
- малоизвестность банка.
Возможности:
- увеличение доли рынка;
- увеличение льгот и субсидий от государства;
- ослабление конкурентов;
- снижение уровня налоговой нагрузки;
- повышение спроса на кредитные услуги банка.
Угрозы:
- снижение темпов развития отрасли;
- усиление финансового кризиса;
- упадок экономической активности потребителей банковских услуг;
- рост инфляции и процентных ставок;
- банкротство.
Для удобства представления необходимо составить матрицу SWOT-анализа (табл. 13).
«Таблица 13»
SWOT-анализ деятельности предприятия «филиал «Инвест» коммерческого банка «Банк (ООО)»
Альтернативные стратегические задачи примут следующий вид:
- Поддерживать сильные стороны и конкурентные преимущества банка.
- Устранить слабые стороны:
а) найти источник дополнительных финансовых средств. В это случае банк решает две задачи: во-первых, предприятие сможет работать с новым сегментом (крупные юридические предприятия), а во-вторых, увеличить бюджет на маркетинговые исследования и кампании.
б) Увеличить спектр методов маркетингового продвижения и стимулирования. Это поможет банку, возможно, найти наиболее эффективные способы, а также наиболее полно заявить о себе рынку банковских услуг.
в) Разработать четкую маркетинговую стратегию развития кредитной организации. Эффективно претворять в реальность маркетинговую деятельность возможно только благодаря четко поставленной маркетинговой стратегии.
г) Снизить комиссионные по некоторым видам расчетно-кассовым услугам. В основном услуги банком анализируются клиентами комплексно, поэтому высокие комиссии даже в минимальном количестве услуг могут вызвать отказ от банка;
д) повысить малоизвестность банка за счет новых методов стимулирования и продвижения. Известность прибавляет не только клиентов. Банк благодаря этому становится более стабильным в глазах потребителей банковских услуг. - не упустить свои возможности, добиваться льгот и субсидий от государства.
- Смягчить влияние внешних угроз.
Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.
SWOT — анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности кредитной организации и внешнюю ситуацию.