Внутренняя среда организации — та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.
Сильные стороны
Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять.
Слабые стороны
Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Возникновение слабых сторон в деятельности организации, прежде всего, возникает при постоянном наличии внутренних переменных .
В основном анализ внутренней среды коммерческого банка сводится к анализу его внутренних переменных, в число которых входит:
- организационная структура банка и его отдела маркетинга;
- финансовая деятельность;
- внутренняя технологическая сфера в организации производства;
- персонал;
- ассортиментная и ценовая политики.
Для начала необходимо проанализировать организацию управления предприятием, функции и должностные обязанности маркетингового отдела. Филиал «Инвест» насчитывает 31 сотрудника, включая 5 учредителей. Структуру банка можно отразить в схеме (приложение 8).
Данная схема управления предприятием позволяет,
- во-первых, быстро организовывать персонал для решения новых задач банка,
- во-вторых, эффективно управлять организацией в связи с относительной несложностью схему и,
- в-третьих, расширить организационную структуру на перспективных этапах развития предприятия.
Маркетинговый отдел
Маркетинговую деятельность в филиале «Инвест» проводит маркетинговый отдел, состоящий из трех человек. Для небольшого размера банка персонал отдела в три человека достаточен для его эффективного функционирования.
Маркетинговый отдел выполняет следующие основные задачи:
- проведение маркетинговых исследований, которые позволяют корректировать деятельность банка;
- разработка и внедрение рекламных (маркетинговых кампаний);
- разработка новых банковских продуктов.
Так как основной сегмент у филиала «Инвест» юридические лица, поэтому маркетинговый отдел использует систему продвижения, имеющую свои особенности. Массовую рекламу услуг банка будет нецелесообразно использовать, потому что она не будет точно направлена на сегмент.
Денежные средства, выделенные в данном случае на продвижении услуг, не будут переведены в клиентов и, соответственно, в будущую прибыль. Поэтому филиал «Инвест» использует специфические каналы для рекламы. Это различные печатные издания бизнес тематики, основной долей читателей которых являются бизнесмены и юридические лица.
В филиале «Инвест» широко применяются методы стимулирования к увеличению числа клиентов. В банке для некоторых постоянных клиентов используются специальные процентные ставки по кредитам, которые незначительно, но уменьшаются с течением времени, что оказывает положительное влияние на долгосрочность сотрудничества клиента с банком.
Филиал «Инвест» использует очень интересную схему стимулирования. Если некоторое юридическое лицо пользуется кредитными услугами банка, то он может привлекать своих сотрудников к открытию депозитарных счетов на особо выгодных условиях.
Если юридическое лицо таким образом привлекает от 1 млн. рублей, то ему предлагаются значительно заниженные процентные ставки по его кредиту. В результате банк без особых на то усилий получает и клиента по кредиту и увеличение денежных средств от увеличения депозитов вкладчиков.
В банке создана эффективная система по консультированию своих клиентов. Клиент может в любое время прийти в банк или позвонить и получит профессиональную консультацию по интересующим вопросам.
Несмотря на это в работе отдела маркетинга прослеживается узость применяемых методов продвижения банковских услуг, которая не позволяет банку заявить о себе в полной мере. Предприятия не имеет четкой маркетинговой стратегии, которым мог бы руководствоваться маркетинговый отдел.
Также чаще всего бюджет, выделенный на маркетинг невелик, его не хватает, чтобы в полной мере осуществить запланированные маркетинговые исследования и кампании.
Анализ финансовой деятельности
Анализ финансовой деятельности предприятия будет основан на следующих документах:
- отчетность за первое полугодие 2008 года, а именно бухгалтерский баланс и отчет об уровне достаточности капитала (приложения 3, 5);
- отчет о прибылях и убытках на 1 апреля и 1 июля 2008 года – финансовые результаты (приложения 4);
- данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 апреля и 1 июля 2008 г (приложения 6, 7).
Сначала выявим динамику валюты баланса за 2 первых квартала 2008 года. В конце первого квартала валюта баланса была равна 59799 тысяч рублей, на 1 июля – 44800 тысяч рублей.
Уменьшение валюты баланса на 14999 тысяч рублей произошло в основном из-за уменьшения средств кредитных организаций. Это означает, что банк стал более независим, но в то же время он лишился значительной доли денежных средств, которые, аккумулируясь, приносят прибыль банку.
Следующим показателем выступает прибыль банка. Прибыль на 1 июля 2008 года составила 1 096 тысяч рублей, а в предыдущем периоде 831 тысяч рублей. Изменение составило 256 тысяч рублей.
Прибыль – это важнейший показатель для любого коммерческого предприятия. Поэтому положительное изменение благоприятно сказывается на финансовой деятельности предприятия.
Собственные средства банка с 4546 тысяч рублей увеличились на 5515 и составили 10061 тысяч рублей. Нормативное значение достаточности собственных средств за два квартала составляла 11% при норме в 10%, что позволяет банку с еще большим, чем запланировано запасом, оставаться платежеспособным и продолжать операции.
Дополнительную информацию о финансовом состоянии филиала «Инвест» даст анализ рентабельности активов. Он проведен в таблице 10.
«Таблица 10»
Рентабельность активов филиала «Инвест»
Рентабельность активов увеличилась на 1% — это достаточно хороший результат для банка. Увеличение произошло из-за увеличения прибыли и уменьшение валюты баланса вследствие уменьшения средств кредитных организаций.
Чтобы определить зависимость банка от привлеченных средств стоит проанализировать пассив баланса (табл. 11).
«Таблица 11»
Структура собственных и привлеченных средств филиала «Инвест»
Как видно из таблицы (табл. 11), привлеченные средства из структуры баланса вышли на 20%. Это значит, что банк больше оперирует собственными средствами. Это дает ему большую независимость от своих вкладчиков и внешней среды.
Построим сводную таблицу для анализа финансовой деятельности филиала «Инвест» (табл. 12).
«Таблица 12»
Сводная таблица по анализу финансовой деятельности «Инвест»
По основным показателям филиал «Инвест» показывает устойчивый финансовый рост. Исключение составляет валюта баланса, но это значение было снижено из-за уменьшения средств кредитных организаций, а это оказывает несущественный результат.
Увеличение прибыли, рентабельности активов говорит об эффективной финансовой деятельности банка.
Анализ технологической сферы
При анализе технологической сферы банковской организации принято анализировать следующие составляющие:
- производственно-технологический процесс;
- технологическое оборудование;
- формы учета в банке.
Технологический процесс предприятия можно описать в виде следующей схемы (рис. 5):
В технологическом процессе также участвует оборудование:
- кассовые аппараты,
- компьютеры,
- специальное банковское программное обеспечение,
- копировальное оборудование,
- инструменты для проверки и счета денег,
- автоматизированные системы.
Все необходимое технологическое оборудование периодически обновляется и дополняется, чтобы всегда следовать в ногу со временем и предлагать своим клиентам современные банковские услуги.
Система учета
В основе системы учета предприятия лежит бухгалтерский учет, который отражает абсолютно все банковские операции. Также на предприятии ведется управленческий учет, целью которого является выявление механизмов для принятия правильных управленческих решений.
Система управленческого учета в филиале «Инвест» применяется по собственной схеме, потому что в отличие от бухгалтерского учета не является обязательным на предприятии.
Исходя из малочисленности персонала, эффективность управления банков находится на высоком уровне. Достигается это в первую очередь из-за индивидуального подхода к каждому сотруднику предприятия. На работу были приглашены хорошие специалисты в своем деле.
За год работы филиала «Инвест» ни один из сотрудников не был уволен, ни в связи невыполнением служебных обязанностей, ни по собственному желанию. Наоборот, в течение первых 6 месяцев производился дополнительный набор в штат на 6 должностей.
Ценовая политика филиала «Инвест» опирается на стратегию предприятия, поэтому проценты по выдаваемым кредитам ниже процентов конкурентов.
Руководство банка совместно с маркетинговым отделом решило, что низкие процентные ставки позволять решить задачи, поставленные перед предприятием по выходу на рынок.
Тарифная линейка по вкладам средняя по отрасли, а средние цены расчетно-кассового обслуживания также ниже, чем у конкурентов. В целом, прослеживается стандартная ценовая политика для подобных стратегий предприятий, являющихся новичками на рынке, а именно «внедрения продуктов на рынок», лишь по некоторым продуктам расчетно-кассовых услуг используется стратегия «снятия сливок» в виду их уникальности в городе Волжском.
На некоторые виды услуг по расчетно-кассовому обслуживанию берутся достаточно высокие комиссионные.
Номенклатура услуг банка
При анализе номенклатуры услуг видов банка (приложение 9) можно с уверенностью сказать, что филиал «Инвест» проводит эффективную ассортиментную политику. Результатом ее проведения является конкурентные преимущества в ряде предложений банка по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов.
Филиал «Инвест» предлагает своим клиентам широкий ассортимент банковских услуг от расчетно-кассовых операций до выдачи кредитов. Все продукты банка обладают рядом атрибутивных качеств, которые способствуют удовлетворению потребности юридических лиц в кассовом обслуживании, в дефиците и профиците денежных средств. Все продукты, которые предлагает филиал «Инвест» прошли государственную аккредитацию.
Услуги «Инвест» насчитывают 50 продуктов в расчетно-кассовом обслуживании, 7 продуктов по выдаче кредитов и 7 по вкладам.
Филиал «Инвест» выходил на рынок волжских банковских услуг юридическим лицам с самой широкой линией расчетно-кассового обслуживания. Это является его конкурентным преимуществом и на сегодняшний момент.
Банк предлагает 7 уникальных услуг по ведению расчетного счета и две уникальные услуги относительно вкладов физических и юридических лиц. В течение полугода филиал «Инвест» увеличил количество продуктов с 55 до 64. Были заимствованы у конкурентов 9 самых востребованных услуг.
Все банковские услуги, которые проводит «Инвест» отличаются быстрой оперативности. Услуги расчетно-кассового обслуживание исполняются банком сроком до 1 часа, не больше занимает открытие депозитного счета, заявка на оформление кредита в основном рассматривается в течение суток.
Клиент практически никогда ничего не ждет. Оперативность обслуживания также является его конкурентным преимуществом, но в большинстве случаев это объясняется немногочисленностью клиентской базы и, соответственно, неполной загруженности персонала и оборудования.
Несмотря на то, что средние цены на расчетно-кассовое обслуживание у филиала «Инвест» выше, чем у конкурентов, большинство продуктов по данному разделу имеют цену немного ниже, чем у оппонентов (стратегия выхода на рынок). Это объясняется высокой стоимостью уникальных услуг, которые оказываются банком (стратегия «снятия сливок»). Они то и делают высокими средние цены.
Средние ставки по кредитам ниже, чем у лидеров рынка. Это объясняется стратегией входа на рынок, на которую в основном опирается банк. Низкие ставки по кредитам привлекают клиентов, отбивая их у конкурентов. Проценты по вкладам у филиала «Инвест» остановились на уровне среднерыночных.
Вследствие неофициальных опросов клиентов банка было установлено, что их привлекает в банковских услугах «Инвест» низкие процентные ставки по кредитам и оперативность решения любой возникшей проблемы.
Делая вывод по анализу ассортиментной и ценовой политики, можно сказать, что клиент, воспользовавшись услугами «Инвест» получает все атрибутивные качества услуг, которые полностью удовлетворяют его потребности, самые низкие проценты по кредитам, а также ряд уникальных услуг, которые он не встретит ни у одного из конкурентов.
Одним из недостатков в деятельности кредитной организации является отсутствие филиальной сети. В городе Волжском только один головной офис. Жителям города и управленцам предприятий и фирм не всегда удобно добираться до банка. Создание дополнительного филиала эффективно решило бы эту проблему.
Анализ внутренней среды «филиала «Инвест» коммерческого банк «Банк (ООО)» показывает, что предприятие имеет эффективную организационную структуру, маркетинговый отдел, полностью выполняющий поставленные задачи, но, не использующий для этого другие, возможно более эффективные методы.
Финансовые показатели свидетельствуют об экономической устойчивости предприятия. Технологическая сфера полностью использует разработки научно-технического прогресса, квалифицированный персонал показывает высокий уровень обслуживания клиентов. Банк имеет стандартную ценовую политику с несложным процессом определения процентов по кредитам и вкладам.
Ассортимент на банковские услуги представлен очень хорошо и это является конкурентным преимуществом кредитной организации.