В зависимости от корпоративной культуры, отдел маркетинга может либо включать в себя сбыт, либо отделы могут работать раздельно.
Примеры вариантов структур взаимосвязи маркетинга и сбыта приведены на рис.4. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
Рис.4. Примеры структур взаимосвязи маркетинга и сбытаСбыт может быть подразделением отдела маркетинга или самостоятельным отделом. На Западе между отделом сбыта и отделом маркетинга обычно существуют напряженные отношения. Сотрудники отдела сбыта считают, что они делают основную работу, а отдел маркетинга занимается лишь сбором данных.
Отделы маркетинга, в свою очередь, часто очень недовольны тем, что им затруднительно получать данные обратной связи (с потребителем) от сотрудников отдела сбыта. В конкретной ситуации сложившейся этики деловых взаимоотношений на предприятии это следует учитывать при выборе варианта организационной структуры маркетинга и сбыта (см. рис.4).
Из-за своего пути развития предприятий в России их организационная структура отличается от той, которая существует на Западе.
Большинство российских компаний пока не проявили достаточной инициативы для перехода от анализа текущей ситуации со сбытом к конкретным шагам по рациональному изменению процесса сбыта и найму необходимого персонала.