2.2.1. Структура по видам товара

Организации, ориентированные на виды товаров, считаются самыми распространенными на Западе, особенно среди компаний, производящих ТНП.

Структуру организации, ориентированной на виды товаров иллюстрирует рис.6.

Структура организации, ориентированной на виды товаров

Рис.6. Структура организации, ориентированной на виды товаров

Рассмотрим достоинства, недостатки и факторы успеха организации, ориентированной на виды товаров.

Достоинства:

  1. Четкая отчетность: одно лицо несет ответственность за разработку бизнес-плана по каждому основному виду продукции.
  2. Хорошие карьерные возможности для подготовки общих управляющих.
  3. Управляющие по видам продукции получают обширный опыт работы по разным направлениям.
  4. Быстрая корректировка планов по видам продукции в соответствии с изменениями общей стратегии и их реализация.

Недостатки:

  1. Из-за сосредоточенности на видах продукции существует опасность дублирования функций поддержки с соответствующим ростом затрат.
  2. Нацеленность на продукцию может привести к “рыночной близорукости”: недостаточному вниманию потребностям рынка и потребителей из-за чрезмерной занятости конкретными видами продукции.
  3. Трудности координации, если крупные потребители покупают продукцию разных видов. В этом случае не ясно кто отвечает за связи с потребителями.
  4. Создаются “общие управляющие”, однако размывается функциональная компетенция.

Факторы успеха:

  1. Потребитель получает точную информацию по разным видам продукции.
  2. Стимулы для управляющих предотвращают избыточное внимание видам продукции и поощряют более широкий рыночный подход.
  3. Жесткий финансовый контроль: предотвращение роста накладных расходов из-за дублирования усилий.