Существуют отличия между задачами, решаемыми отделом сбыта и отделом маркетинга с целью повышения конкурентоспособности предприятия и увеличения прибыли.
При этом отдел маркетинга играет ведущую роль при оказании помощи в подготовке решений руководства. Детализируем задачи рассматриваемых подразделений предприятия.
Отдел Маркетинга:
- Разрабатывает и внедряет стратегию производства и сбыта продукции.
- Готовит информацию для руководства о ситуации на рынке для принятия решений.
- Координирует действия всех основных подразделений предприятия (производство, КБ, сбыт, финансы и т.д.) для воплощения решений.
- Оказывает поддержку отделу сбыта по продвижению продукции.
Отдел сбыта:
- Продвигает продукцию на рынки.
- Обеспечивает качество сервисного обслуживания клиентов.
- Готовит информацию для отдела маркетинга о продажах и предпочтениях потребителей.
Ввиду отличия задач, очевидно, различаются и функции отделов маркетинга и сбыта. Каждый сотрудник отдела маркетинга и сбыта должен иметь четко определенный круг обязанностей.
В целом отдел маркетинга должен обеспечивать выполнение всех функций, представленных в таблице 1. Задачи и функции отдела сбыта представлены в таблице 2.
Таблица 1.
Задачи и функции отдела маркетинга
Таблица 2.
Задачи и функции отдела сбыта
Для успешного выполнения задач отделами маркетинга и сбыта необходима совместная работа комплекса подразделений предприятия. Отделы маркетинга и сбыта не должны действовать в изоляции от остальных отделов предприятия.
Полная реализация задач отделов маркетинга и сбыта обеспечивается при поддержке со стороны остальных отделов предприятия, которым в комплексе подразделений следует четко исполнять свои функции.
Функции подразделений, поддерживающих отделы маркетинга и сбыта представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Функции подразделений, поддерживающих маркетинг и сбыт
В процессе переориентации предприятия на интересы потребителей и спрос на рынке, следует учитывать, что ряд функций чаще всего не являются новыми для отечественных предприятий.
Новые же функции следует внедрить с учётом позитивного опыта рыночной экономики. Важно уяснить не только значение каждой функции в отдельности, но и важность для предприятия их комплексного использования.