3.1 Маркетинговые инструменты развития инноваций

Опыт развитых стран мира показывает, что в конкурентной борьбе на мировом рынке побеждает тот хозяйствующий субъект, который владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и имеет развитую инфрастуктуру реализации наукоемких нововведений – инноваций.

Потенциал научно-технической сферы Российской Федерации достаточно высок и при правильном управлении может внести существенный вклад в модернизацию экономики.

Однако проблемы развития инновационной деятельности в условиях реформирования экономики России в значительной степени обусловлены неразвитостью механизмов государственного воздействия на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости субъектов рынка.

В настоящее время основная проблема инновационного развития состоит в том, что темпы развития и структура научного и инновационного потенциала российского сектора исследований и разработок не позволяют удовлетворить растущий спрос на технологические инновации со стороны корпоративного сектора экономики и системы обеспечения национальной безопасности; тенденции развития сектора исследований и разработок не обеспечивают его конкурентоспособности на мировом рынке.

Поэтому, особое внимание должно быть сосредоточено на следующих, наиболее значимых аспектах этой проблемы:

  • высокий риск утраты престижа России как научной державы в силу отсутствия условий для воспроизводства научного потенциала;
  • усиление автономного развития отраслей экономики и государственного сектора исследований и разработок;
  • доминирование отсталых технологических укладов в корпоративном промышленном секторе, недостаточный уровень восприимчивости компаний к инновациям;
  • высокий уровень экспорта знаний при низком уровне экспорта технологий.

Для решения проблемы развития инновационной деятельности необходимо применение совокупности экономических методов государственного воздействия, которые должны учитывать то, что научно-техническая сфера одновременно является производственной и социальной сферами.

Это снижает инвестиционную привлекательность научно-технической сферы и вынуждает государство дополнять рыночные механизмы регулирования административными в процессе разработки долгосрочной политики в области научно-технической деятельности, образования и инновационной деятельности с учетом интересов представителей государства, научной общественности и предпринимательских кругов.

К методам прямого государственного регулирования инновационной деятельности с учетом специфики развития современной российской экономики относятся следующие:

  • бюджетное финансирование работ общенациональной значимости, способствующих развитию инновационно-интеграционного взаимодействия экономических структур, практическому использованию на производстве и в быту инноваций, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
  • интеграция институтов науки, образования, промышленности (в том числе малых высокотехнологичных предприятий);
  • разработка научно-технических программ, программ социального и экономического развития, выработка приоритетных для макрорегиона направлений научно-технической деятельности;
  • участие государства в организациях, объединяющих разработчиков и потребителей инноваций;
  • развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как вертикальную, так и горизонтальную инновационную интеграцию;
  • внедрение инновационных составляющих развития эффективного кадрового потенциала в государственные образовательные стандарты.

В то же время государство способно создавать благоприятный климат для развития инновационной деятельности косвенными методами, среди которых выделяют следующие:

  1. налоговые стимулы включения экономических структур и граждан в инновационную деятельность, а также в ее спонсирование;
  2. техническое регулирование, направленное на защиту национальных системных технологий;
  3. страхование рисков участия в инновационных партнерствах;
  4. выполнение государством функций провайдера различных инновационных сетей;
  5. организация экспертизы масштабных государственных программ и проектов;
  6. проведение инновационных форумов (в том числе виртуальных), объединяющих представителей научной, промышленной и культурной сферы, различных слоев общества.

Рассмотренные методы являются частью модели экономического механизма государственного регулирования инновационных процессов.

Четкое определение методов воздействия на инновационную деятельность товаропроизводителей позволит, по нашему мнению, сделать этот механизм более действенным, учитывающим особенности макрорегиональной хозяйственной среды и специфику современного этапа общественного развития.

Таким образом, будущий образ национальной инновационной системы Российской Федерации будет зависеть от возможностей государства создать условия для мобилизации внутреннего инновационного потенциала макрорегионов.

Для эффективной реализации вышеназванных методов на практике необходимо создание макрорегиональных центров инновационной инфрастуктуры, которые, с одной стороны, будут

  • координировать инновационную деятельность в макрорегионе,
  • формировать единую научно-инновационную политику,
  • разрабатывать научно обоснованные предложения в области инновационной деятельности для органов государственной власти,
  • а, с другой стороны, участвовать в выполнении крупных комплексных проектов и программ научно-технического, социально-экономического, экологического и природопользовательского характера.

Макрорегиональный инновационный центр

Поэтому, создание макрорегионального инновационного центра (МИЦ) имеет важное социально-экономическое значение для макрорегиона, так как он будет заниматься

  • проблемами активизации,
  • развития и координации инновационной деятельности на территории федерального округа,
  • реализацией государственной инновационной политики в макрорегионе,
  • выполнением и участием в выполнении комплексных научно-исследовательских работ в области инноватики.

МИЦ должен быть создан как государственное учреждение, главной целью которого будет являться содействие динамически устойчивому прогрессивному росту экономики макрорегиона, ускорение научно-технического развития макрорегиона путем формирования инновационно-инвестиционной инфраструктуры и активизации инновационной деятельности, поддерживаемой государственной инновационной политикой научно-технических нововведений.

К основным направлениям деятельности МИЦ относятся следующие:

  1. Создание единого механизма управления инновационно-инвестиционными процессами развития экономики макрорегиона.
  2. Комплексная реализация научно-исследовательских и проектно-технологических работ в рамках федеральных и макрорегиональных целевых программ, направленных на инновационное развитие макрорегиона.
  3. Информационное обеспечение и координация инновационной деятельности.

Первое направление МИЦ

Одним из первых направлений деятельности МИЦ должно стать формирование единой научно-технической политики в области инновационного развития и создание единого механизма управления инновационно-инвестиционными процессами развития экономики макрорегиона.

В рамках данного направления можно выделить следующие задачи:

  • разработка и научно-техническое сопровождение инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры для ускорения темпов экономического роста экономики макрорегиона путем реализации комплексных мероприятий по восстановлению и гармоничному развитию промышленных производств и территорий, а также для повышения инновационной активности в приоритетных для макрорегиона направлениях хозяйственной деятельности;
  • создание организационной, правовой, методической, инструментальной и технологической баз для оснащения создаваемых инновационных инфраструктур;
  • разработка и оптимизация моделей и технологий управления инновационным развитием макрорегиона;
  • создание собственной инновационной среды для импортозамещающего системного развития инновационных технологий и конкурентоспособной реализации наукоемких нововведений;
  • формирование и реализация научно-технических программ инновационного развития экономики макрорегиона в целом, его отдельных территорий, отраслей и промышленных предприятий;
  • участие в разработке и реализации федеральных инновационных программ, программ социально-экономического и инновационного развития федеральных округов.

Второе направление МИЦ

Вторым направлением деятельности МИЦ должно стать выполнение комплексных научно-исследовательских и проектно-технологических работ, в том числе в рамках федеральных, отраслевых и макрорегиональных целевых программ, направленных на создание инноваций, развитие инновационной деятельности, автоматизацию и компьютеризацию производства на базе современных информационных интеллектуальных технологий со сквозным циклом: «проектирование – технологическая подготовка производства – производство – контроль».

В рамках данного направления можно выделить следующие задачи:

  • разработка, реализация и сопровождение программы инновационно-инвестиционного обеспечения системы качества на промышленных предприятиях макрорегиона;
  • научно-методическое обоснование и выполнение работ по обеспечению конкурентоспособных преобразований и реинжиниринга через внедрение на промышленных предприятиях макрорегиона сквозных интегрированных интеллектуальных систем автоматизированного проектирования, производства и планирования;
  • выполнение работ по мониторингу и маркетинговым исследованиям для предприятий и организаций макрорегиона с целью прогнозирования спроса на их инновационную продукцию;
  • стратегическое планирование инноваций;
  • исследование риска и обеспечение комплексной безопасности инноваций и инновационной деятельности;
  • подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации в области системного менеджмента инноватики и руководителей инновационных структур предприятий с учетом потребности макрорегиона в специалистах высшей категории для инновационной деятельности и в повышении их квалификации;
  • координация деятельности региональных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций и общественных объединений в рамках развития многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной областях, в том числе в сфере малого предпринимательства.

Третье направление МИЦ

Третьим направлением деятельности МИЦ должно стать информационное обеспечение и координация инновационной деятельности. В рамках данного направления можно выделить следующие задачи:

  • формирование, постоянное обновление и сопровождение макрорегионального инновационного-информационного банка данных и знаний;
  • обеспечение правового сопровождения инновационной деятельности, в том числе международной, а также юридического оформления инновационных проектов;
  • разработка научно обоснованных предложений в области инновационного развития макрорегиона и предприятий;
  • оказание научно-технических и консультационных услуг;
  • организация семинаров, совещаний, конкурсов, маркетингового сопровождения тиражируемых МИЦ инновационных систем, технологий и решений;
  • публикация материалов по располагаемому научно-инновационному потенциалу и научно-техническим разработкам в макрорегионе, выпуск тематических сборников научных трудов, материалов конференций, симпозиумов и др.

МИЦ должен заниматься вопросами организации, выполнения и координации работ в области инновационной деятельности в интересах реализации государственной инновационной политики, ускорения научно-технического развития макрорегиона и обеспечения динамически устойчивого роста его экономики.

Перспективный путь возрождения отечественного промышленного производства состоит в форсированном целевом создании инновационно-инвестиционной инфраструктуры.

Поэтому стратегической задачей МИЦ является обоснование и целевое создание макрорегиональной распределенной по регионам, отраслям и предприятиям сети инновационных и инновационно-инвестиционных центров – системных операторов, а также координация деятельности этой сети.

Инструментарием МИЦ должны быть интегрированные компьютеризированные системы, обеспечивающие автоматизированное управление инновационными проектами, формирование заказной базы данных для инновационных проектов, осуществление управления качеством в процессе создания инновационных проектов и т. п.

Использование современных компьютерных технологий в МИЦ позволит создавать макрорегиональные инновационно-информационные банки данных и знаний, которые будут содержать сведения о требующихся и имеющихся в наличии инновациях и инновационных технологиях, инновационном потенциале выпускаемой продукции и промышленных предприятий, лучших образцах отечественной и зарубежной промышленной продукции, передовых достижениях отечественной и мировой научной мысли, а также в целом о социально-экономическом и экологическом положении в макрорегионе и т.п.

Информационная структура МИЦ должна обеспечить различные категории пользователей актуальной, достоверной информацией, необходимой при подготовке и принятии решений.

Система информационного обеспечения МИЦ представляет собой совокупность баз данных, моделей и знаний. Взаимодействие с пользователями должно обеспечиваться интеллектуальной системой управления подобными базами.

Техническое обеспечение МИЦ должно быть реализовано через локальную вычислительную сеть, включающую рабочие станции, серверы, современные высокопроизводительные персональные компьютеры, средства ввода данных и документирования результатов.

Программные средства должны включать современный производственный информационный программный продукт, который создаст безбумажный компьютеризированный сквозной цикл, соединяющий процесс инвестирования, процесс проектирования и процесс технологической подготовки производства и создания инноваций.

Таким образом, аппаратно – программно – техническое обеспечение МИЦ позволит создавать инжинирингово – информационные технологии, охватывающие различные потребности экономики макрорегиона, его территорий и промышленных предприятий, а также других хозяйствующих субъектов, поэтапно снижая информационный дефицит в макрорегионе путем оказания информационного сервиса, поставки и развития производственных информационных систем и технологий, удовлетворяющих потребности заказчиков из различных секторов экономики макрорегиона.

В XXI веке наиболее перспективным будет постиндустриальное развитие, основанное на экологически чистых наукоемких инновациях, компьютеризированных инновационных технологиях с развитой интеллектуальной составляющей, разветвленной сетью распределенных по территориям и производствам инновационных инфраструктур.

Исходя из этого положения, основная направленность работ, развиваемых МИЦ, должна носить характер активизации научно-технического ресурса и инновационного потенциала общества в решении проблемы постиндустриального развития макрорегиона путем возрождения на новой научно-технологической базе и обеспечении динамически устойчивого прогрессивного роста его экономики.

Таким образом, создание МИЦ обеспечит качественное ускорение возрождения макрорегионов, динамичный рост их экономического, экологического и социального благосостояния.

Более того, создаваемые в МИЦ инновационные технологии и накапливаемые в ходе выполнения конкретных работ инновационно-информационные фонды будут иметь самостоятельную научную и коммерческую ценность, послужат целям научно-технического и социально-экономического развития макрорегиона.