Многоуровневый маркетинг — особый, во многом новый для нашего общества тип сетевой самоорганизации.
Сетевые отношения существуют в различных сферах жизни, в том числе в производстве и коммерции. С целью распространения товаров и услуг люди объединяются — создают специфические сетевые организации, доставляющие товары потребителям.
Объясняя исторический аспект возникновения такой системы продвижения товара на рынок, как многоуровневый маркетинг, ряд исследователей ссылается на примеры древности. Так, в частности, истории известно, что наименьшая войсковая единица в далекой древности, как правило, не превышала десяти-двенадцати воинов.
Многие ученые считают, что в группе с такой численностью легче всего достичь взаимопонимания и наивысшей координации действий, объясняя этот психологический феномен врожденной, на генетическом уровне, программой, заложенной в человеке. При образовании таких групп иерархическая лестница, система подчинения выстраивается как бы сама собой с добровольного согласия всех членов группы и не является жесткой структурой.
По этой лестнице, выстроенной совместными усилиями, любой член группы, лишь благодаря своему таланту и энергии, может свободно шагать вверх, не вызывая при этом негативных эмоций у других членов группы.
Поэтому сетевой маркетинг, основанный на неограниченном развитии способностей и возможностей человека, широко распространился по всему миру, захватив как развитые, так и развивающиеся страны. Приходя на смену «управленческой экономике», он становится одним из важнейших социоэкономических факторов нашего времени, что и является причиной выбора данной темы работы.
За последние десять – двенадцать лет МЛМ демонстрирует не только жизнеспособность, но и стабильный рост как по объему продаж, так и по количеству дистрибьюторов, занятых этим бизнесом. Многие компании успешно используют МЛМ в своей системе организации сбыта:
- Ford,
- Coca-Cola,
- Lancome,
- Cristian Dior,
- Gilette,
- Palmolive,
- Generali Group,
- ING Group,
- Allianz;
другие крупнейшие транснациональные корпорации эффективно используют сетевой маркетинг как главный способ продаж своих продуктов:
- Avon,
- Gloryon,
- Herbalife,
- Mary Kay,
- Oriflame,
- Sunrider,
- Sunway,
- Zepter.
Цель данной работы – исследование системы многоуровневого маркетинга на примере вертикально-интегрированной компании, ОАО «ЛУКОЙЛ».
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- дать понятие «многоуровневый маркетинг»;
- составить сравнительную характеристику сетевого маркетинга и пирамиды;
- раскрыть взаимосвязь и отличия традиционного и сетевого бизнеса;
Объектом исследования является российская вертикально-интегрированая компания, занимающаяся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, ОАО «ЛУКОЙЛ». Предмет исследования – система многоуровневого маркетинга.
Информационно-методологическая база исследования состоит из работ зарубежных и отечественных ученых, Garrett Adams, Ефремов, Федько, периодических изданий, информационной базы Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В введении изложены актуальность, объект, предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, охарактеризованы информационно-методологическая база работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов. Эта часть исследования не самоцель, а всего лишь средство для более полного исследования и всестороннего освещения системы многоуровневого маркетинга на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».
В данной работе дается определение «многоуровневый маркетинг», его характеристика, сущность, отличие от финансовой схемы пирамиды, которая законодательно запрещена в большинстве стран. Рассматривается история зарождения сетевого маркетинга, его отличие и взаимосвязь с финансовой пирамидой, традиционным бизнесом.
В заключении подведен итог курсовой работы, отражаются основные результаты исследования.