Введение

Многоуровневый маркетинг – особый, во многом новый для нашего общества тип сетевой самоорганизации.

Сетевые отношения существуют в различных сферах жизни, в том числе в производстве и коммерции. С целью распространения товаров и услуг люди объединяются – создают специфические сетевые организации, доставляющие товары потребителям.

Объясняя исторический аспект возникновения такой системы продвижения товара на рынок, как многоуровневый маркетинг, ряд исследователей ссылается на примеры древности. Так, в частности, истории известно, что наименьшая войсковая единица в далекой древности, как правило, не превышала десяти-двенадцати воинов.

Многие ученые считают, что в группе с такой численностью легче всего достичь взаимопонимания и наивысшей координации действий, объясняя этот психологический феномен врожденной, на генетическом уровне, программой, заложенной в человеке. При образовании таких групп иерархическая лестница, система подчинения выстраивается как бы сама собой с добровольного согласия всех членов группы и не является жесткой структурой.

По этой лестнице, выстроенной совместными усилиями, любой член группы, лишь благодаря своему таланту и энергии, может свободно шагать вверх, не вызывая при этом негативных эмоций у других членов группы.

Поэтому сетевой маркетинг, основанный на неограниченном развитии способностей и возможностей человека, широко распространился по всему миру, захватив как развитые, так и развивающиеся страны. Приходя на смену «управленческой экономике», он становится одним из важнейших социоэкономических факторов нашего времени, что и является причиной выбора данной темы работы.

За последние десять – двенадцать лет МЛМ демонстрирует не только жизнеспособность, но и стабильный рост как по объему продаж, так и по количеству дистрибьюторов, занятых этим бизнесом. Многие компании успешно используют МЛМ в своей системе организации сбыта:

  • Ford,
  • Coca-Cola,
  • Lancome,
  • Cristian Dior,
  • Gilette,
  • Palmolive,
  • Generali Group,
  • ING Group,
  • Allianz;

другие крупнейшие транснациональные корпорации эффективно используют сетевой маркетинг как главный способ продаж своих продуктов:

  • Avon,
  • Gloryon,
  • Herbalife,
  • Mary Kay,
  • Oriflame,
  • Sunrider,
  • Sunway,
  • Zepter.

Цель данной работы – исследование системы многоуровневого маркетинга на примере вертикально-интегрированной компании, ОАО «ЛУКОЙЛ».

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  1. дать понятие «многоуровневый маркетинг»;
  2. составить сравнительную характеристику сетевого маркетинга и пирамиды;
  3. раскрыть взаимосвязь и отличия традиционного и сетевого бизнеса;

Объектом исследования является российская вертикально-интегрированая компания, занимающаяся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, ОАО «ЛУКОЙЛ». Предмет исследования – система многоуровневого маркетинга.

Информационно-методологическая база исследования состоит из работ зарубежных и отечественных ученых, Garrett Adams, Ефремов, Федько, периодических изданий, информационной базы Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В введении изложены актуальность, объект, предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, охарактеризованы информационно-методологическая база работы.

Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов. Эта часть исследования не самоцель, а всего лишь средство для более полного исследования и всестороннего освещения системы многоуровневого маркетинга на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».

В данной работе дается определение «многоуровневый маркетинг», его характеристика, сущность, отличие от финансовой схемы пирамиды, которая законодательно запрещена в большинстве стран. Рассматривается история зарождения сетевого маркетинга, его отличие и взаимосвязь с финансовой пирамидой, традиционным бизнесом.

В заключении подведен итог курсовой работы, отражаются основные результаты исследования.