История сетевого бизнеса

Сетевой маркетинг – это система сбыта, функционирующая на законных основаниях, позволяющая потребителям стать распространителями и создавать новые уровни – сети.

При этом все сети участвуют в прибылях своей сети и нижележащих сетей. Данная система зародилась в Соединенных Штатах Америки и носит название Multilevel Marketing – МЛМ (дословный перевод: «многоуровневый маркетинг»). В экономической литературе она стала именоваться «Сетевым маркетингом» (СМ). [3, стр. 288]

Термины «многоуровневый маркетинг», «сетевой маркетинг», «сеть» и «Глубина» – синонимический ряд. Термин «многоуровневый маркетинг» – Multilevel Marketing (MLM) в английском написании – подчеркивает множественность уровней сетевого бизнеса, термин Network Marketing (NM) – его сетевой характер.

Зарождение сетевого маркетинга

Сетевой маркетинг – сравнительно новое явление в экономике России, поэтому устоявшегося классического определения термина не существует. MLM-бизнес представляет собой абсолютно легальную и законную предпринимательскую деятельность, такую систему сбыта товаров и услуг, которая позволяет потребителю стать дистрибьютором сети, создавая все новые и новые уровни-ветви и получая доход как от своей ветви, так и от даунлайна – то есть нисходящих ветвей.

Изобретателем сетевого бизнеса считается Карл Ренборг, химик по основной специальности, не имевший ни малейшего отношения к торговле. Идея создания маркетинговый структуры, позволяющей одним независимым предпринимателям привлекать к маркетинговой деятельности других независимых предпринимателей и получать доход от торговых сделок последних.

Первая компания в MLM

Согласно легенде, осенила Карла Ренборга в 1920 году в лагере для интернированных, куда он был помещен по приказу китайской военной администрации. Главным изобретением доктора Ренборга стала пищевая добавка, в состав которой входили

  • люцерна,
  • водяной кресс,
  • петрушка,
  • витамины
  • микроэлементы.

От осмысления идеи до создания компании «Nutrilite Products, Inc.» прошло более двадцати лет. [2, стр. 9-10]

Первая компания, которая начала работать по стратегии MLM, «Витамины Калифорнии» в 1940 году была единственной, кто использовал программу продаж с выплатой компенсаций на нескольких уровнях, откуда и пошло название «Multilevel Marketing» (многоуровневый маркетинг). [3, стр. 289]

В штате компании Ренборга числились он сам, его юрист и бухгалтер и никакого персонала. Вместо торговых сотрудников Nutrilite Products нанимала целую армию независимых дистрибьюторов. Главное преимущество и главная новизна такой системы заключалась в том, что Ренборгу не приходилось выплачивать не только заработной платы, но и комиссионных до тех пор, пока вольнонаемные дистрибьюторы не совершили первых продаж.

Ренборг, руководствовавшийся известным высказыванием Джона Поля Гетти -

«Предпочитаю использовать в работе один процент усилий от каждого из сотни моих людей, чем сто процентов своих собственных…»

Стремительно разбогател, предоставив прекрасный шанс обогатиться и своим дистрибьюторам. Компенсационный план Карла Ренборга позволял дистрибьюторам получать комиссионные только с тех, кого они рекрутировали или спонсировали лично. Сотрудники компании независимо привлекали, обучали и руководили новыми работниками.

Каждый сотрудник компании имел возможность построить свою собственную организацию по продажам. Эти организации получали от компании товар и выплаты за произведенные ими продажи. Nutrilite Products, Inc. была первой в истории одноуровневой компанией сетевого маркетинга.

Рождение американской маркетинговой мечты связывают с именами Рича Де Воза и Джея Ван Эндела – двух наиболее удачливых дистрибьюторов Nutrilite Products, основавших в 1959 году свою собственную компанию «Американский путь» («AMWAY»). Конец 60-х и начало 70-х гг. минувшего века были относительно спокойным периодом в истории развития MLM-бизнеса и, кроме AMWAY, в США действовало всего лишь три десятка фирм, которые можно было бы условно отнести к сетевым. [2, стр. 11-12]

Период формирования сетевого маркетинга как системы продолжался около 40 трудных лет. Это была так называемая «первая волна». [3, стр. 290]

Не простое время

Конец 70-х прошел под знаком беспрецедентных атак федерального правительства США и управленцев от капиталистической экономики на новую MLM-индустрию. В 1979 году развернулись события вокруг компании «Американский путь» и принятие так называемого AMWAY-решения: после изматывающего четырехлетнего судебного процесса Верховный суд США, а следом за ним и Федеральная торговая комиссия были вынуждены признать бизнес компании легальным и законным.

Закон “О пирамидах”

В 1979 году Федеральная торговая палата США приняла закон «О пирамидах», и сочла, что компания Amway – одна из первых компаний, практиковавшая сетевой бизнес – вела его законными методами, и это нельзя отождествлять с пирамидой. На самом высоком уровне была подтверждена законность сетевого маркетинга как метода, способа и инструмента дистрибуции.

За минувшие с той поры четверть века сетевой маркетинг стал настоящей школой социального корпоративного предпринимательства. Десятки миллионов людей, не имевших за спиной больших капиталов, а только страстное желание трудиться и мечту о преуспеянии в этой жизни, реализовали себя в MLM-бизнесе.

Только за пять лет – с 1979 по 1983 годы – в MLM-бизнес пришли пять миллионов молодых американцев. Сетевой маркетинг превратился в один из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательства XXI века. По данным независимых экспертов Института Гэллапа и Wall Street Journal, в сетевом бизнесе занято около 2% населения земного шара и примерно 15% населения Соединенных. Штатов Америки.

На сегодняшний день в США исправно платят налоги не менее 500000 мультимиллионеров, причем пятая часть из них нажила баснословные состояния именно в сети. Около 100000000 человек во всем мире так или иначе связаны с сетевым бизнесом, а около 20000000 дистрибьюторов занимаются им профессионально. Многонациональная армия дистрибьюторов ежегодно увеличивается на 60000 человек.

Развитие MLM-компаний в мире

На сегодняшний день компании сетевого маркетинга зарегистрированы в 125 странах мира. По количеству MLM-компаний на душу населения безоговорочно лидирует Малайзия, где зарегистрировано около 800 компаний сетевого маркетинга, а всего в мировой экономике с разной степенью эффективности действует более 3000 MLM-фирм,

  1. причем более 2000 дистрибьюторских компаний работают на территории США,
  2. около 500 компаний – в Европе и примерно
  3. 50 MLM-организаций – в России.

Совокупный годовой оборот MLM-компаний во всем мире составляет более $100000000000, ежегодно возрастая на 20-30%.

Будущее MLM-компаний

По прогнозам Института Гэллапа, в XXI веке инструменты сетевой дистрибьюции будут применять не менее чем 70% торгово-сбытовых предприятий во всем мире. В настоящее время Япония считается безоговорочным лидером по уровню развития маркетинговой сети. Около 90% производства и сбыта товаров и услуг приходится здесь на сетевой маркетинг. В США через маркетинговую сеть проходит 50% всей продукции.

По данным Всемирной Федерации Ассоциаций Прямых Продаж (WFDSA), объем продаж по системе МЛМ по всему миру за период с 1990 г. по 2005 г. увеличился с 44,74 млрд. до 102,04 млрд. долл., а численность консультантов выросла почти в пять раз и составляла на конец 2005 года 58,09 млн. чел.

Эти цифры, безусловно, являются заниженными, так как отражают только официальные данные, полученные от компаний, являющихся членами национальных Ассоциаций Прямых Продаж (DSA). [5, стр. 26] (См. Приложение 1. График 1. Динамика роста объемов продаж по системе МЛМ)