Маркетинг в налогообложении

Маркетинг – это разработка товаров и услуг, ориентированных на нужды потребителя, установление на них цен, продвижение и распределение этих товаров и услуг для осуществления систематических обменов, с помощью которых люди и организации могут наилучшим образом достигать своих целей.

Компания, применяющая философию маркетинга, ориентирует свои действия на нужды потребителя. Именно в направлении удовлетворения потребностей компания и развивает свою деятельность.

В настоящее время маркетинговая концепция является основой, базой для эффективного управления компанией. Концентрация усилий на удовлетворение потребностей клиентов и очевидная компетенция компании – две составляющие успеха на рынке.

В этих же целях необходимо осуществлять маркетинг в налогообложении.

Что необходимо сделать для минимизации неуплаты налогов? Как наиболее эффективно организовывать работу с налогоплательщиками, в частности по их информированию? Эти вопросы возникают у налоговых органов всех стран.

В настоящее время маркетинг в налогообложении – абсолютно новое направление в нашей стране, позволяющее найти ответы на поставленные вопросы. С позиции налогообложения маркетинг можно представить как совокупность действий, приводящих к росту собираемости налогов в будущем.

Думается, что государство может выступить основным источником финансирования маркетинговых программ. Альтернативным источником финансирования этого проекта должны выступить инвестиции заинтересованных лиц, т.е. вложения бизнеса.

Инвестиции в маркетинг окупаются и это доказуемо. Результатом инвестирования в маркетинг будет максимизация уплаты налогов.

Чтобы осуществлять маркетинговую деятельность в налоговой сфере, необходимо сформировать маркетинговый отдел в Федеральной Налоговой службе, основными видами деятельности которого будут:

  1. изучение основных потребностей налогоплательщиков в сфере отношений инспекция – плательщик;
  2. исследование положительных и отрицательных отзывов о работе налоговой службы;
  3. укрепление репутации и имиджа налоговой службы в РФ;
  4. «продвижение» налоговых служб;
  5. стимулирование формирования законопослушного налогоплательщика;
  6. организация работы по информированию налогоплательщиков.

Налогоплательщики

Для изучения потребностей налогоплательщиков необходимо применить систематический подход маркетингового планирования, который включает в себя:

  • анализ налогоплательщиков;
  • сегментирование налогоплательщиков;
  • разработка комплекса маркетинга.

Видится возможным исследование моделей поведения налогоплательщиков в различных ситуациях, внешних и внутренних стимулов, которым подвергается налогоплательщик, влияния экзогенных факторов на поведение налогоплательщиков, уровня знания налогоплательщиков законодательства о налогах и сборах РФ.

Позиция налогоплательщиков должна учитываться при разработке или внесении изменений в налоговую политику, налоговые процедуры и т.д.

Для укрепления репутации и имиджа налоговой службы в первую очередь необходимо пересмотреть свое отношение к налогоплательщикам. Они должны знать, что налоговая служба работает вместе с ними, а не против них.

Если налогоплательщик будет верить налоговой службе, то и налогов он будет платить больше. Поэтому так необходимо создать положительный имидж налоговой службы

Все мы помним фразы, ставшие уже штампами «Заплати налоги и живи спокойно», «Пора выйти из тени, время платить налоги» и т.д. Возникает некоторое противоречие между осуществляемой государством социальной рекламой, направленную в первую очередь на совершение определенных действий (уплата налогов) и действительностью.

Заплатить налоги – значит заплатить за те услуги, которые государство предоставляет для воспроизводства вас, вашей семьи, предприятий и территорий. Но как же плательщику спать спокойно, когда он не вполне осведомлен, куда уходят его налоги.

Лозунг «Заплати налоги и спи спокойно» считается неправильным и политически вредным. Думается, в таком контексте правильнее был бы другой лозунг: Заплати налоги, проверь правильность их расходования, привлеки к ответственности тех, кто деньги растратил, живи и работай лучше!»

Меры воздействия на налогоплательщика

В настоящее время для формирования законопослушного налогоплательщика недостаточно рекламировать законопослушный образ жизни.

Реклама должна быть направлена на стимулирование налогоплательщика платить налоги, но не под страхом административной и уголовной ответственности, а на основе воздействия на отношение налогоплательщика к налогообложению, чтобы он воспринимал налог как плату за услуги, которые необходимы в первую очередь налогоплательщику, и которые никто лучше, чем государство выполнить не сможет.

Для того чтобы повысить уровень знания налогоплательщиков, необходима четкая организация работы по информированию налогоплательщиков. Это в первую очередь развитие консультационных услуг. Налоговые органы должны грамотно разъяснять налогоплательщику его права, возможности получения налоговых льгот, налоговые обязанности.

Путем использования теле-, радио- и печатных средств массовой информации необходимо рассказывать налогоплательщикам о распространенных налоговых ошибках, давать подробную информацию об услугах, предоставляемых налоговой службой.

Предлагается включить в заявление на ИНН запрос на e-mail налогоплательщика. В базу данных налогоплательщиков будет добавлена графа e-mail с целью проведения директ-маркетинга, который включает в себя прямые почтовые рассылки, e-mail-рассылки.

Видится возможным создание единой информационной службы информирования налогоплательщиков, которая будет состоять из сети консультационных call-центров, расположенных по всей стране.

Итак, предстоит довольно сложный и длительный процесс по внедрению концепции маркетинга в налогообложении. Для повышения результативности данного проекта необходимо, чтобы все специалисты (в области государственной политики, правоведения, исследования рынка, финансов и т.д.) приложили совместные усилия к развитию этой концепции.