Экономическая среда предприятия

В результате развития рыночной экономики в России экономическая среда изменяется очень быстро.

Международные компании (например, McDonalds, BP) первыми быстро отреагировали на появление новых возможностей, а за ними моментально последовали маркетинговые, аудиторские компании, а также банки.

Значительно активизировался российский бизнес. Но, несмотря на это, будущее еще очень неопределенно из-за проблем переходного периода.

Кризис доходов.

Из-за невысоких темпов роста ВВП и небольших государственных финансовых фондов доходы различных групп российского общества растут незначительно и остаются пока еще очень небольшими.

Реакция потребителей на низкий уровень дохода.

Российские потребители различным образом реагируют на ситуацию, сложившуюся с доходами:

  1. Пытаются увеличить свои ресурсы:
    - работают в двух (трех) местах;
    - многие пенсионеры вновь вступают на рынок занятости;
    - сокращают накопления;
    - уменьшают траты.
  2. Изменяют покупательское поведение:
    - сокращают потребление;
    - выбирают более дешевые товары;
    - больше покупают продукты и услуги через знакомых или другие источники.
  3.  Изменяют способ принятия решений о покупке:
    - меньше рискуют, покупая стандартную продукцию;
    - лучше разбираются в ценах.
    - Изменения в распределении доходов.

Характер распределения доходов имеет большое влияние на покупательское поведение потребителей. Наличие дохода у широких масс населения обычно ведет к большому спросу на товары у представителей среднего класса.

Однако в России имеется тенденция к несправедливому распределению дохода. Небольшая группа людей невероятно обогащается, в то время как большая часть населения становится все беднее. 10% людей с самыми высокими заработками в России получают почти в 18 раз больше, чем 10% людей с самыми низкими заработками. В странах Западной Европы эта разница не превышает 4.

Для маркетинга это проявляется в бурном росте определенных рынков (рынка автомобилей, недвижимости, офисной мебели), в политике цен и структуре распределения потребительских товаров, в предпочтении марок.

Условия получения кредита.

В течение последних лет возможность покупать товары в кредит значительно выросла. Первоначально это способствует значительному повышению спроса на определенные товары длительного пользования (автомобили, мебель).
Но в дальнейшей перспективе выплачиваемый в течение долгого времени процент сокращает доход. Постепенно спрос на товары длительного пользования будет зависеть от возможности получить заемные средства и от реального желания потребителя воспользоваться ими.