В результате развития рыночной экономики в России экономическая среда изменяется очень быстро.
Международные компании (например, McDonalds, BP) первыми быстро отреагировали на появление новых возможностей, а за ними моментально последовали маркетинговые, аудиторские компании, а также банки.
Значительно активизировался российский бизнес. Но, несмотря на это, будущее еще очень неопределенно из-за проблем переходного периода.
Кризис доходов.
Из-за невысоких темпов роста ВВП и небольших государственных финансовых фондов доходы различных групп российского общества растут незначительно и остаются пока еще очень небольшими.
Реакция потребителей на низкий уровень дохода.
Российские потребители различным образом реагируют на ситуацию, сложившуюся с доходами:
- Пытаются увеличить свои ресурсы:
— работают в двух (трех) местах;
— многие пенсионеры вновь вступают на рынок занятости;
— сокращают накопления;
— уменьшают траты. - Изменяют покупательское поведение:
— сокращают потребление;
— выбирают более дешевые товары;
— больше покупают продукты и услуги через знакомых или другие источники. - Изменяют способ принятия решений о покупке:
— меньше рискуют, покупая стандартную продукцию;
— лучше разбираются в ценах.
— Изменения в распределении доходов.
Характер распределения доходов имеет большое влияние на покупательское поведение потребителей. Наличие дохода у широких масс населения обычно ведет к большому спросу на товары у представителей среднего класса.
Однако в России имеется тенденция к несправедливому распределению дохода. Небольшая группа людей невероятно обогащается, в то время как большая часть населения становится все беднее. 10% людей с самыми высокими заработками в России получают почти в 18 раз больше, чем 10% людей с самыми низкими заработками. В странах Западной Европы эта разница не превышает 4.
Для маркетинга это проявляется в бурном росте определенных рынков (рынка автомобилей, недвижимости, офисной мебели), в политике цен и структуре распределения потребительских товаров, в предпочтении марок.
Условия получения кредита.
В течение последних лет возможность покупать товары в кредит значительно выросла. Первоначально это способствует значительному повышению спроса на определенные товары длительного пользования (автомобили, мебель).
Но в дальнейшей перспективе выплачиваемый в течение долгого времени процент сокращает доход. Постепенно спрос на товары длительного пользования будет зависеть от возможности получить заемные средства и от реального желания потребителя воспользоваться ими.