Демографическая среда предприятия

Рынки состоят из людей, поэтому демографические изменения непосредственно влияют на маркетинговые возможности.

В этом контексте мы отметим несколько важных демографических изменений:

  1. все увеличивающееся население земного шара
  2. замедление роста населения в России
  3. изменение структуры населения
  4. изменяющееся общество
  5. изменения в уровне образования населения

Все увеличивающееся население земного шара.

Каждые 33 года население земного шара удваивается по численности. По существу, это означает, что рынки тоже удваиваются в течение этого периода. Следовательно, маркетинговые возможности увеличиваются.
Однако, поскольку покупательная способность очень многих людей в мире остается очень невысокой, то наряду с новыми возможностями, имеются и определенные опасности: общественные беспорядки, войны и т.д.

Замедление роста населения в России.

Подсчитано, что население России составляет более 145 миллионов человек. Три четверти населения живет в городах. Темпы прироста населения составляют менее одного процента. Очень скоро численность населения будет сокращаться.

Это неизбежно приведет к уменьшению количества потребителей, а, следовательно, к сокращению рынка. В этих условиях возможностью для роста является создание новых товаров и поиск новых рынков.

Изменение структуры населения.

Достижения в области медицины и низкий уровень рождаемости привели к тому, что население России стало стареть. Это будет иметь ощутимые последствия для маркетинга, так как рынок для молодежи/подростков будет сокращаться, в то время как рынок для пожилых людей будет стремительно расти.

Это создаст новые возможности для определенных отраслей, так как характер совершения покупок пожилыми людьми значительно отличается от того, как это делают молодые.

Изменяющееся общество.

Семья, традиционно состоявшая из мужа, жены и двоих детей, значительно изменилась. При общем росте числа семей меняется их структура:

  1. люди женятся и заводят детей в более позднем возрасте,
  2. семьи имеют меньше детей или не имеют их совсем,
  3. количество разводов увеличивается.

В результате влияния названных выше причин появляются новые по составу семьи, состоящие из одного человека, из двух человек, неполные семьи (с одним родителем) и «бумеранговые» семьи (где дети возвращаются в семью после развода).

Все это, конечно, будет иметь определенные последствия для маркетинга. Например, изменятся количество продукта в упаковке, сама упаковка, а также обеспечение жильем, автомобилями, стиральными машинами и т.д.

Изменения в уровне образования населения и, следовательно, изменения в структуре работающей части населения.

Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству людей с высшим образованием. Фактически одна пятая всех научных кадров мира работает в России.

Это оказывает специфическое воздействие на развитие определенных рынков (профессиональные услуги, обучение, путешествия и т.д.), а также имеет и общее значение: например,

  • растет спрос на газеты,
  • на высокое качество продуктов,
  • увеличивается требовательность со стороны потребителей.

Вся необходимая информация о факторах макросреды может собираться и систематизироваться в специальных формах. Для демографической среды форма такой таблицы может иметь следующий вид (рис. 3.6).

Рис. 3.6 Влияние демографической среды на развитие компании
Маркетинг-ТУТ
Добавить комментарий