Что же объединяет все эти тенденции и о чем в конечном счете свидетельствует их наличие? Как они отразятся на характере маркетинга в предстоящие годы?
Можно ли воспринимать их как индикаторы неких грядущих перемен, и не вступаем ли мы не только в новый век человеческой истории, но и в новый век маркетинга?
В своей книге я хочу поделиться с читателем предположением о том, что все указанные процессы свидетельствуют о необходимости выработки абсолютно нового подхода к маркетингу, а возможно, и в целом к бизнесу.
Данные феномены предвосхищают оформление иных принципов формирования политики в области как маркетинга, так и менеджмента, принципов, основанных на критериях чувственного и прочего опыта людей, их эмпирических переживаний.
Пройдет совсем немного времени, и новые подходы придут на смену традиционным концепциям организации маркетинга и бизнеса как такового.
На пороге нового века компании во многом перестроили свою деятельность, определились с ключевыми направлениями приложения накопленного опыта и знаний и сегодня готовы к тому, чтобы в полной мере реализовать свои новые преимущества, повысить рыночную стоимость своих активов.
Компании готовы в максимальной степени капитализировать возможности, предоставляемые им информационной революцией. Они хотят утвердить собственные брэнды и установить с клиентами глобально интегрированное двустороннее коммуникационное взаимодействие.
«Добро пожаловать в Эмпирическую Экономику», — приглашают в своей статье в «Harvard Business Review» Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Гилмор, соучредители консалтинговой фирмы «Strategic Horizons LLP» со штаб-квартирой в Авроре, штат Огайо.
В общей перспективе развития мировой экономики авторы выделяют четыре последовательно возникавшие стадии экономической ценности:
- вещи,
- товары,
- услуги,
- эмпирические переживания.
В этой связи они пишут следующее:
«По мере того как услуги (как до них товары) все более приобретают овеществленный характер физического продукта — достаточно указать услуги дальней связи, дифференцированные исключительно по размеру тарифов, — в качестве следующего субъекта того, что мы называем прогрессией экономической значимости, начинают выступать эмпирические переживания».
Если вы реализуете кофе как вещь, его цена может составлять 1 доллар за фунт. Когда же вы продаете его как расфасованный продукт, условная чашечка кофе будет стоить от 5 до 25 центов. Тот же кофе в кафетерии предлагается клиентам по цене от 50 центов до одного доллара за чашку. А вот в баре «Starbucks» порция обойдется посетителю уже в несколько долларов.
В главе 9 мы еще поговорим об особенностях предложения питьевой воды.
К сожалению, традиционные маркетинг и бизнес практически не дают ответа на вопрос о способах капитализации в условиях нарождающейся эмпирической экономики.
Маркетинг, каким мы его знаем сегодня, развивался как реакция на потребности индустриальной эпохи и уже не отвечает запросам переживаемого сегодня революционного бума развития коммуникаций, информационных технологий и экспансии со стороны марочных товаров.
Для пояснения сути проблемы рассмотрим некоторые исходные посылки и практику традиционного маркетинга.