2. Масштабы и спектр применения эмпирического маркетинга

Эмпирический маркетинг внедряется в практику все большим и большим числом компаний, нацеленных на укрепление эмпирических связей с потребителем. Проявления этой практики сегодня можно обнаружить повсюду.

В отношении огромного разнообразия товарных и сервисных категорий маркетинг свойств и преимуществ уступает свои позиции более яркому и живому эмпирическому подходу.

Понимание эмпирических переживаний клиентов признано основным и крайне востребованным направлением научного поиска всеми руководителями компаний, спонсирующих маркетинговые разработки расположенного в Кембридже (штат Массачусетс) Научно-исследовательского института маркетинга.

Этим центром маркетинговых исследований усилия практиков и теоретиков бизнеса сводятся воедино, в результате чего формируется единый финансово-интеллектуальный пул.

Эмпирический маркетинг особенно актуален для транснациональных компаний, стремящихся к созданию действительно глобальных брэндов. Журнал «Newsweek» писал в июне 1998 года: «Можно только посочувствовать шефу службы маркетинга Многонациональной компании, бьющемуся над поиском путей реализации миллионов и миллионов гамбургеров или банок с содовой».

Впрочем, далее в статье отмечается, что перед лицом подобной проблемы компании полагаются сегодня на принципиально новый подход:

  • «Среди экспертов «Gillette»,
  • «Coke»,
  • «MasterCard» его именуют «эмпирическим маркетингом».

Эмпирический маркетинг может с заметным эффектом использоваться при решении целого ряда задач и, в частности, для:

  1. возрождения угасающей торговой марки;
  2. дифференциации продукта по отношению к продукции конкурентов;
  3. формирования собственного лица и совершенствования имиджа фирмы;
  4. продвижения на рынок инноваций;
  5. стимулирования пробных и полноценных покупок, а главное — воспитания преданного брэнду потребителя.

Так придет ли эмпирический маркетинг окончательно на смену традиционному? Или он является лишь альтернативным вариантом маркетинговых действий, дополняющим традиционный маркетинг? И наконец, самый главный вопрос: есть ли у эмпирического маркетинга будущее?

Ответы зависят от конкретной категории продуктов и профиля компании, а также от целевых потребителей, на которых ориентируется компания, и от характера управления ею. В ряде отраслей (потребительские товары и услуги) эмпирический маркетинг в обозримом будущем, по всей вероятности, останется в центре внимания, особенно с учетом тенденций, представленных в главе 1.

В других (смежные производства, производство товаров промышленного назначения и рынок технологий) — он делает предложение более привлекательным и засчет этого служит ценным дополнением к традиционному маркетингу.

Впрочем, для начала давайте вместе оглянемся вокруг и посмотрим, где именно и как эмпирический маркетинг уже находит свое применение.

В первую очередь обратимся к сфере транспорта (автомобили, поезда и авиалинии), а затем перейдем к менее очевидным сферам приложения эмпирического маркетинга, например,

  • к рынку товаров промышленного назначения и технологий,
  • новостей и индустрии досуга,
  • консалтинговым медицинским и другим профессиональным услугам,
  • к сфере реализации финансовых продуктов.