11.3 Управление хозяйственным портфелем на основе концепции жизненного цикла

Матрица Бостонской консультационной группы. Это эффективный инструмент сопоставления условий работы стратегических хозяйственных подразделений (СХП). Она использует подход, согласно которому СХП, отдельные товары группируются в виде матрицы в координатах «рост сбыта — доля рынка».

В матрице для определения перспектив развития СХП используется показатель роста объема спроса, а для оценки масштаба СХП — его доля на рынке.

Матрица предлагает следующую классификацию товаров и типов СХП — «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» и «собаки» и предполагает соответствующие стратегии для каждого из них. «Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят высокие прибыли, но одновременно требуют значительных ресурсов для финансирования роста. Стратегия «звезды» — это рост или (при недостатке средств) ограниченный рост. «Дойные коровы» находятся на стадии зрелости жизненного цикла, занимают лидирующее положение в относительно стабильной отрасли. Такие СХП приносят прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Стратегия «дойной коровы» — ограниченный рост. «Дикие кошки», или «вопросительные знаки», находятся на стадии выведения на рынок, имеют малую долю рынка в развивающейся отрасли. Стратегия «дикой кошки» — рост, но возможен и уход с рынка. К «собакам» относят СХП на стадии упадка, с ограниченным объемом сбыта в сложившейся отрасли. Стратегия «собаки» — сокращение.

Управление хозяйственным портфелем на основе концепции жизненного цикла состоит в выборе сочетания стратегий СХП, обеспечивающего рентабельность и рост компании.

Маркетинг-ТУТ
Добавить комментарий