Комплекс стимулирования, обеспечивающий маркетинговые коммуникации, состоит из четырех средств:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- пропаганда (PR);
- личная продажа (прямая продажа).
Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от известного имени. Стимулирование сбыта — кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги. Пропаганда — неличное и неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или организацию посредством распространения о них коммерчески важных сведений или благожелательного представления в средствах массовой информации. Личная продажа — устное представление товара в беседе с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи.
Формирование комплекса стимулирования включает выбор наилучшего в конкретной сфере деятельности сочетания его основных элементов. Нередко одно средство может использоваться для пропаганды другого. Каждому средству стимулирования (рекламе, личной продаже, стимулированию сбыта и пропаганде) присущи свои уникальные характеристики, свои виды издержек.
Реклама
Формы и методы использования рекламы многообразны, можно дать лишь самую общую оценку ее специфических качеств:
- реклама — сугубо общественная форма коммуникации; она предполагает, что товар является законным и общепринятым, и покупатель знает, что при покупке он встретит общественное понимание;
- способность к увещеванию обусловлена возможностью многократно повторять обращение и возможностью покупателя сравнивать между собой обращения разных конкурентов;
- экспрессивность присуща рекламе благодаря искусному использованию шрифта, звука и цвета, что дает возможность броского эффектного представления;
- обезличенность рекламы приводит к тому, что аудитория не испытывает чувства необходимости уделить ей внимание или ответить на нее. Рекламу можно использовать для создания долговременного стойкого образа товара, для стимулирования быстрого сбыта, для охвата множества географически разбросанных покупателей с малыми издержками в расчете на один рекламный контакт.
Личная продажа
По сравнению с рекламой личная продажа обладает тремя характерными качествами:
- личностный характер предполагает живое, непосредственное и взаимное общение между двумя или более лицами, при этом каждый участник может непосредственно изучать и учитывать потребности и характеристики других участников;
- становление отношений в ходе личной продажи — от формальных отношений «продавец — покупатель» до крепкой дружбы;
- побуждение к ответной реакции — личная продажа заставляет покупателя чувствовать себя в какой-то степени обязанным за проведенную с ним коммерческую беседу, обязанным отреагировать хотя бы в высказывании вежливой благодарности.
Вместе с тем личная продажа — самый дорогой способ стимулирования.
Стимулирование сбыта
Это деятельность, в ходе которой используется целый набор средств воздействия, таких, как купоны, конкурсы, премии. Средства стимулирования сбыта обладают тремя характерными качествами:
- привлекательность и информативность — они привлекают внимание и содержат информацию, которая может вывести потребителя на товар;
- побуждение к совершению покупки — они предполагают какую-то уступку, льготу или содействие, представляющие ценность для потребителя;
- приглашение к совершению покупки — они содержат четкое предложение незамедлительно совершить сделку.
К использованию средств стимулирования сбыта прибегают для достижения более сильной и оперативной ответной реакции. Однако эффект стимулирования сбыта носит обычно кратковременный характер.
Пропаганда («паблисити»).
Притягательная сила пропаганды проистекает из трех ее характерных качеств:
- достоверность — информационный материал, статья или очерк кажутся читателям более правдоподобными по сравнению с рекламными объявлениями;
- широкий охват покупателей — пропаганда может достичь множества потенциальных покупателей, которые, возможно, избегают контактов с продавцами и рекламой;
- броскость — пропаганда обладает возможностями для эффектного, броского представления фирмы или товара.
Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования. При разработке комплекса стимулирования предприятие учитывает несколько факторов:
- тип товара или рынка — на рынках товаров широкого потребления, как правило, тратят больше средств на рекламу и меньше — на стимулирование сбыта, организацию личной продажи и пропаганду, а на рынках товаров промышленного назначения основную часть средств расходуют на организацию личной продажи;
- стратегия проталкивания товара и стратегия привлечения потребителя к товару — стратегия проталкивания товара основана на использовании торгового персонала и стимулировании сферы торговли для продвижения товара по каналам распределения, а стратегия привлечения потребителей к товару предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потребителей с целью формирования спроса;
- степень готовности покупателя — на этапе осведомленности основную роль играет реклама и пропаганда; на потребительскую убежденность в первую очередь оказывают влияние техника личной продажи и чуть меньше — реклама, а совершение сделки является главным образом функцией личной продажи;
- этап жизненного цикла товара — на этапе выведения товара на рынок наиболее эффективны реклама и пропаганда, а стимулирование сбыта подталкивает потребителей к опробованию товара; на этапе роста реклама и пропаганда сохраняют свою значимость, а стимулирование сбыта можно сократить; на этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравнению с рекламой возрастает; на стадии упадка к рекламе прибегают только для напоминания, стимулирование сбыта продолжает оставаться активным.