1.1 Сущность и содержание ценообразования

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Ценообразование является ключевым элементом ценовой политики предприятия, а также комплекса маркетинга. От него напрямую зависят такие показатели как величина спроса, объем продаж, показатели развития предприятия.

Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов [1]:

  1. выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цены;
  2. постановка целей ценообразования;
  3. выбор метода ценообразования;
  4. формирование ценовой стратегии предприятия;
  5. разработка тактики ценообразования;
  6. установление первоначальной цены на товар;
  7. рыночная корректировка цены на товар;
  8. страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.

В мировой практике существуют два основных подхода ценообразования затратный и ценностный. Затратный подход – ценообразование принимающее в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров. Ценностный подход – установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения «ценность/затраты» [2].

Затратный подход не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования, так как по сути дела заменяет задачу определения цены товара задачей определения цен факторов, затраченных на производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, так как цены факторов установить проще, чем цену товара, к тому же при определении цен факторов вновь можно применить тот же затратный подход, чем создается цепной способ образования цены товара.

На первый взгляд, затратный подход к ценообразованию имеет такую неоспоримо надежную категорию как реальные затраты предприятия на производство и сбыт продукции, но при этом имеет большой недостаток – это невозможность определения величины удельного веса затрат на единицу продукции, которая является основой при этом подходе, до установления цены.

Формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид [3]:

P=AC+R, (1)

где AC – средние издержки производства и обращения единицы товара;

R – прибыль, получаемая производителями (продавцами) за счет производства и продажи единицы товара.

На определение цены при ценностном подходе влияют не только затраты, но также экономическая ценность товара и факторы внешней среды.

Экономическая ценность товара – цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают его от лучшего альтернативного.[4]

Факторы внешней среды состоят из 4-х элементов [5] (см. рис. №1 в приложении):

  1. Покупатели – существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке.
  2. Рыночная среда – является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка.
  3. Товародвижение – это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю.
  4. Государство – различные нормативные и законодательные акты, которые регулируют уровень цен и ценообразование в стране.

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов.

Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы.

Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании; от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования.

[1] Маренков, Н. Л. Цены и ценообразование / Н.Л. Маренков. – М. : Экономистъ, 2000. – 151 с.

[2] Липсиц, И.В. Ценообразование / И.В. Липсиц. – М. : БЕК, 2000. – 55с.

[3] Родионова, А. Н. Методы расчета цены на новый товар / А.Н. Родионова, Ю.Р. Руднева, С.Т. Пашин // Маркетинг в России и зарубежом. – 2001. – №2. – 34 с.

[4] Липсиц, И.В. Ценообразование / И.В. Липсиц. – М. : БЕК, 2000. – 60 с.

[5] Уткин, Э. А. Ценообразование. Ценовая политика : учебник / Э. А. Уткин. – М. : ЭКМОС, 2003. – 43 с.